– Пап, я тут подумала, если люди – это боги, значит в библии написана неправда?
– Людям свойственно понимать написанное или сказанное по-своему. Поэтому совсем не верно воспринимать буквально – написанное очень давно, – представителями другой культуры, – да ещё много раз переписанное и переведённое. Вот, например, что ты думаешь – про яблоко, которое бог запретил людям кушать?
– Ну... – что люди нарушили правило, которое нельзя было нарушать. А как понимаешь ты? – чувствуя некий подвох в этом вопросе, быстро спросила она.
– Запретный плод в райском саду – это подарок людям от бога, то есть подарок от свободного сознания – ограниченным, чтобы они могли позволить себе стать свободными... Позволение себе переживания новых состояний, тех, что за пределами текущих условий или возможностей, это открытие для себя – свободы воли. Преодоление текущей ограниченности – это процесс освобождения, а осознание своей свободы – самая лучшая реализация, которую каждый может себе позволить, или – не позволяет. Разумеется, некоторые люди воспримут такое по-своему, возможно даже подумают, что речь идёт о нарушении законов морали или уголовного кодекса просто потому, что многие в своей реальности испытывают ограничения именно на этих уровнях. Здесь нужно понимать некую тонкость: "вкушение запретного плода" – это не борьба с некими внешними ограничениями, это позволение себе – самостоятельно определять свою реальность, не возлагая на кого-либо другого ответственности за происходящее. Мы соблюдаем столько ненужных условностей и стереотипов, не понимая, что соблюдение большинства из них – только ограничивает возможности сознания. Например – те или иные приметы, в которые верят и соблюдают многие люди. Да, они часто "работают – подтверждая свою верность", но ведь суть "механизма их эффективности" – это программа в сознании, проецирующая соответствующую реализацию после восприятия – определённого символа. Осознание того, что собственное сознание имеет преимущественное влияние на формирование воспринимаемой реальности – освобождает от необходимости соответствовать ненужным условностям. И тогда, на действия и состояния человека – перестают влиять: фазы Луны, чёрные кошки, содержание ночных сновидений, и многие другие условности… Кроме примет, бессмысленных ограничений много и – в наших "узких пониманиях правильности", которые часто мотивируют на бессмысленные противостояния, и – во многих "социальных ритуалах", угнетающих простоту и лёгкость при взаимодействии людей, и – в обязательности соответствия утратившим смысл культурным традициям, и ещё в различных аспектах нашей жизни… Но напомню ещё раз о важной тонкости: состояние свободы – это не процесс борьбы с ограничениями, это – перенастройка на удовлетворённое состояние "безусилия". Не путай с бессилием, "безусилие" – это свобода от необходимости иметь или применять силу, как – "высокая степень лёгкости состояния". Ограниченность сознания часто выражается – напряженностью, сомнениями, сопротивлением, страхами, страданиями. Состояние свободы нельзя обрести – соответствием неким внешним условиям, оно формируется и развивается – изнутри. Человек может достигнуть достаточно стабильной удовлетворённости при более целостном восприятии природы воспринимаемого – себя и якобы внешнего мира. Многие не осознают ограниченность привычного персонального восприятия и довольствуются имитацией понимания умом, или "оправдываются" идеями неправильности того – понимание чего не удалось имитировать. Любое сознание, может начать воспринимать глубже или шире привычного восприятия, что может привести к иным переживанием реальности. И персональное виденье, и целостное восприятие, как варианты мировоззрения, оба правильны – сами по себе, но при "первом сценарии" правильной воспринимается преимущественно – своя позиция, которую приходится отстаивать, а при "реализации второго" – правильным становится всё, и бороться – не с чем.
– Давай вернёмся к запретам. Я верно поняла, попробовав недоступное, я не нарушу запрет, а расширю свою свободу? – с хитрой улыбкой задала вопрос Яна.
– Очень нелегко давать своим детям – возможность ошибаться. Особенно непросто, делать это – без сопутствующих родительских фантазий о негативных последствиях, сопровождаемых напряженными состояниями или страхами. Но именно осознание возможности самостоятельного выбора, по-настоящему освобождающее наследие от сознания – сознанию. Поэтому я не запрещаю тебе что-либо, а стараюсь информировать о возможных последствиях в случае тех или иных действий, оставляя за тобой право выбора. При воспитании в таком ключе, у тебя не провоцируется излишний интерес к "запретным плодам", компенсируя это – предварительным пониманием. А какой смысл запрещать, если ни что так не усиливает стремление – как ограничение. Ты ведь уже почти подросток, а во время пубертатного периода многие люди реагируют на внешнее влияние – скрытым или откровенным сопротивлением. Поэтому, воспитывать подростков нужно без излишнего давления, чтобы не "стимулировать борьбу за свободу", которая в таком возрасте, часто приводит к бессмысленному противодействию родителям, педагогам или социальной системе.
– А ты почему рассказываешь мне свои секреты манипуляций при воспитании? – и сразу спросила ещё, – Разве не нужно такое утаивать от тех, на кого влияешь?
– В нашем случае – нет, так как моя открытость, это проявление не только любви к тебе, но и уважения, – большего, чем уважение к себе – как родителю. И если я вдруг узнаю, например – про твоё стремление "покурить травку", то вместо – возможно бессмысленного запрета, предложу тебе – доверить найти "траву" – мне, чтобы самой не нарваться на какую-нибудь химию, от которой может возникнуть зависимость, и чтобы ты не участвовала в незаконных сделках, и минимизировала общение с распространителями наркоты.
– Серьёзно! Ты же говоришь мне это – не потому, что знаешь, что вряд ли у меня возникнет такое желание?
– Когда-то, на летних каникулах, между четвёртым и пятым классами, я с приятелями начал курить сигареты. Возможно, мои родители начали подозревать это, так как одним вечером они сказали мне: «Сынок, если вдруг захочешь курить, очень просим тебя – не подбирай окурки! Или покупай себе сигареты сам, или в прихожей, в выдвижном ящике под зеркалом – всегда лежат папины сигареты. Можешь брать их – не спрашивая разрешения.»
После этого я перестал курить. Нет не потому, что подумал, что они знают, и не потому, что растрогало их разрешение. Просто, "запретный плод" перестал быть таким привлекательным – в связи с неограниченной доступностью. В том возрасте "изюминкой" курения для пацанов, было позволение себе того – чего нельзя. Вот основная идея, на которую я рассчитываю при разрешении тебе того – что лучше запрещать. Мы оба понимаем, что при желании, ты всё равно сможешь реализовать некоторые свои стремления – даже если они будут под строгим запретом. И в том, что ты воспользуешься моей помощью или советом в реализации того – чего нельзя, есть плюсы. Я, как друг, буду в теме того – что с тобой происходит и, возможно, такое соучастие – убережет тебя от более негативного опыта, который лучше осознавать на "уровне предварительного понимания" – чему я буду способствовать.
Конечно, при воспитании не обойтись без манипуляций, но я стараюсь делать это вовремя и без давления. Возможно, ты помнишь, как в семилетнем возрасте я включил тебе видео, на котором были показаны чёрные лёгкие умершего курильщика. А помнишь, как некоторое время спустя, мы с тобой обсуждали тему наркотиков, и после моих объяснений я показал тебе ужасные кадры ломки – наркозависимых людей? Да, это было программирование твоего отношения, но эта манипуляция успокоила меня как родителя, и с большой долей вероятности убережет тебя от глупостей – с тяжелыми последствиями.
из "Несерьёзность - религия богов" (Дмитрий Гаун).