…но есть нюанс.
С вами Перси, и я в очередной раз пишу рецензию на книгу по писательству. Ну ладно, не столько рецензию, сколько краткую выжимку.
Сегодняшний наш пациент – «Архитектура сюжета: как создать запоминающуюся историю». Автор – Кэти Мари Уэйланд. Вроде как американская писательница, а вот на русском из её книг издали только две, и обе – пособия по литмастерству.
Что ж, приняли-поняли, идём дальше.
Кратко о чём книга
Особенность «Архитектуры сюжета» в том, что она полностью сосредоточивается на структуре. Здесь нет разрозненных советов «из жизни писателя», речь идет только о том, как истории строить. На макро и микроуровне. Сейчас поясню.
Макроуровень – история в общем. Ключевые точки, разбивка на акты, что чем наполнять. Микроуровень – как строить сцены и предложения. Во всем присутствуют логичные и последовательные цепочки элементов, о чём автор с радостью рассказывает и показывает на примерах.
А теперь тот самый «нюанс» из подзаголовка: всё сказанное в книге будет очевидно, если вы достаточно начитанный и насмотренный человек. Может, конечно, вы не обращали внимания на то, что вот оно так. Но книга, скорее, научит чуть лучше разбираться в структурных элементах и различать их, нежели станет каким-то откровением. Исключение – только если вы совсем новичок. Тогда да: добро пожаловать в чудесный мир творчества.
Что есть идеальная структура?
Давайте отставим в сторону систему «экспозиция-завязка-кульминация-развязка», известную с уроков литературы. Нет, все эти элементы так или иначе присутствуют в хороших историях, но это больше про анализ уже готового. А мы сейчас о «внутренней кухне».
Начальный элемент захватывающей истории – крючок. Это первые строчки, которые должны привлечь читателя. Сорян, ребят, мы живём в эпоху, когда контента завались, поэтому если начало не цепляет – редкий читатель будет продираться дальше.
Хороший крючок включает как можно больше из этого:
– подразумеваемый вопрос (ака интригу);
– персонажа (это идеальная первая возможность познакомить читателя с главным героем);
– место действия (чтобы сходу задать тон повествованию);
– странное заявление (главное – не переборщить);
– настроение (намёк на тональность произведения).
Крючок – не просто красивая цитата, он должен быть частью повествования. Он не всегда содержит действие, но запускает его, и является многофункциональным инструментом, презентующим максимум стартовой информации.
С вами был пересказ первой главы книги, демоверсия окончена. Чтобы узнать продолжение, присылайте донат по ссылке в описании канала…
Шутка.
Но дальше постараюсь покороче.
Кстати, о первых главах. В идеале в них должен быть крючок, повод переживать за героев, время, место действия, конфликт и тема истории. А ещё неплохо задать общий тон повествования, чтобы читатель сразу настроился на «правила игры».
Бедный первый акт, сколько ж много в него должно быть втиснуто! А, да, трехактная структура. В «Архитектуре истории» это концепция, на мой взгляд, изложена самым наилучшим образом.
По прикидкам автора первый акт должен занимать первую четверть произведения. За этот объем надо познакомить читателя с героями, представить антагониста (пока что можно шапочно) и обозначить ставки.
В конце первой четверти находится первый переломный пункт – то событие, после которого герой уже не может сойти с рельс сюжета.
Не стоит его путать с провоцирующим или ключевым событием.
Провоцирующее событие – то, с чего всё началось. Оно может быть до начала повествования и подаваться как-то флешбеком.
Ключевое событие – то, что вовлекло персонажа в сюжет. «Связующее звено между героем и импульсом к движению, который вызывает провоцирующее событие» (цитата из книги).
Давайте на примерах (также из книги). И да, сейчас будут спойлеры.
– Для «Гордости и предупреждения» провоцирующее событие – прибытие Бингли и Дарси в Меритон, а ключевое событие – отказ Дарси танцевать с главной героиней на балу. Первый переломный пункт – отъезд Дарси и Бингли.
– В «Игре Эндера» провоцирующее событие – вторжение жукеров на Землю, а ключевое событие – решение главного героя поступить в боевую школу. Первый переломный пункт – вступление в команду Саламандр.
Когда первый переломный пункт пройден, начинается второй акт. Он должен занимать примерно 50% объема произведения.
Первая его половина – реакция персонажей на события переломного пункта: это может быть попытка подстроиться под новые реалии или рефлексия.
Примерно на 3/8 от всего объема истории о себе должен напомнить антагонист. Это первая точка фокусировки. Здесь силы антагонизма либо заявляют о своих планах, либо своими действиями как-то обнажают слабое место героя. Задача этого элемента – подтолкнуть героя к изменению тактики.
Середина второго акта (и всей истории, соответственно) – центральный переломный пункт. Тот самый момент, когда герой меняет тактику и переходит от рефлекторного к атакующему действию.
Так что вторая половина второго акта оказывается посвящена активному действию, которое «является зеркальным отражением реакций из первой половины». Тут самое время, чтобы ярче заиграла арка эволюции персонажа.
5/8 – вторая точка фокусировки. Опять привет от сил антагонизма, но в этот раз опасность для героя должна быть выше.
Последняя четверть произведения начинается со второго переломного пункта (у автора книги плохо с математикой, но пофиг). Герой терпит неудачу и/или принимает какое-то неудобное решение, а затем в третьем акте «встаёт с колен», сражается с антагонистом и растёт над собой (да, про арку персонажа не забываем). Коротко: проигрыш – > трансформация – > кульминация.
Кульминация должна быть неизбежной и внезапной. Да, нужно как-то совместить эти два свойства, чтобы финал был прям «вау». Это – разрешение всего конфликта произведения, и оно случается примерно на 90% от объема всей истории.
Оставшиеся десять процентов откладываем на развязку – своеобразное «подведение итогов», оставляющее чувство завершения от истории (вот, посмотрите, как изменились герои по сравнению с началом!) и намёк на «жизнь после» для персонажей.
Окей. И что с этой всей математикой делать?
По моему скромному мнению, писать по схеме точно не стоит. Это всё, скорее, о том, как проверить себя: чтобы нигде повествование не провисало.
В книге есть отдельная глава с ответами на вопросы, аргументами за и против, если прям очень важно – ознакомьтесь сами.
А можно вообще наплевать на структуру и творить артхаус/постмодерн.
Структура на микроуровне
Напоследок упомяну ещё пару интересных моментов.
Предложения. Строить их лучше по принципу «мотивационно-реакционных блоков». То есть сначала что-то происходит, а потом герой реагирует (вроде логично, да?).
Пример, как надо: «Она согласилась выйти за меня, и я издал победный вопль». Как не надо: «Я издал победный вопль, когда она согласилась». Информация одна и та же, но первый вариант последователен.
У реакций может быть три отклика и подавать их лучше в таком порядке: сперва чувства и мысли, затем – реакции организма и действия «на автомате», в последнюю очередь – речь. Такая последовательность естественна и близка читателям.
Сцены. Автор книги вводит своё понятие «сцены» в повествовании. Точнее, два.
Слово «сцена» с маленькой буквы – это эпизоды действия. У сцен должна быть цель (то, к чему персонаж движется), конфликт/препятствие и исход. У сцен есть «продолжения» – моменты рефлексии. За активной сценой должно идти спокойное продолжение, где персонаж последовательно проходит от реакции на события сцены через дилемму к решению. Последнее – то, что продвинет сюжет дальше.
Сцена с большой буквы – это сцена с маленькой плюс продолжение. В ней должен быть свой крючок, развитие и кульминация.
На этом всё. Книгу рекомендую – помогает систематизировать и уложить в голове знания. Но «волшебной пилюли» не ждите – всё очень примерно и с оговорками.
С вами была Персидская, и я продолжу надоедать вам нудными учебниками. На подходе ещё один, так что подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить очередной пак советов на халяву.