Семья Добриевых передала в московский музей семейный архивный документ
В минувшую пятницу, 22 сентября, в Государственный музей истории ГУЛАГа г. Москвы семья из Ингушетии передала копию семейной реликвии, в частности, документ, связанный с правом возращения на родину в 1957 году после депортации ингушского народа в феврале 1944 года.
Об этой приятной новости нам сообщил наш соотечественник Ибрагим Костоев, представитель московского ингушского землячества.
Ибрагим Костоев вместе с председателем Ингушского историко-просветительского общества «Мемориал» Марьям Яндиевой, исследователем темы депортации, сотрудничает с Государственным музеем истории ГУЛАГа с 2007 года. С этого времени они ежегодно проводят на базе музея вечера памяти жертвам сталинских репрессий. Благодаря такому сотрудничеству музею ГУЛАГа переданы личные документы депортированных семей из Ингушетии, надмогильные памятники «чурты», которые в годы депортации местные власти изымали из ингушских кладбищ и использовали как строительный материал цокольных этажей зданий, на выкладку мостов, уличных и придорожных бордюров и т. д. Сегодня «чурты», установленные на специальные платформы, хранятся рядом с музеем, на территории «Сада памяти», где высажены и деревья, привезённые из Республики Ингушетия, среди других саженцев со всех уголков большой России.
Копию исторической памяти в Государственный музей истории ГУЛАГа передала семья Добриевых из селения Насыр-Корт Республики Ингушетия. Этот «билет на родину» вынужденного спецпереселенца Джамалдина Асламбековича Добриева более полувека пролежал дома. Сегодня его можно увидеть в музее ГУЛАГа. Это ещё одно свидетельство того, что без вины виноватые, оболганные и преданные собственной властью люди провели в депортации долгих 13 лет. Право на возвращение к собственным истокам выдано на имя Джамалдина Добриева, бригадира путей на железной дороге в Казахстане, 4 апреля 1957 года по маршруту «от станции Атбасар до станции Назрань, через Карталы, Харьков и Москву». В «билете» также включены мать Джамалдина — Сакинат Добриева, и его жена — Роза Добриева.
«Мы назвали этот ценный экспонат «Билет на родину», — говорит директор Государственного музея истории ГУЛАГа Роман Романов. — Это немой свидетель очень важного исторического события для ингушского народа — возвращение на родину из далёкого Казахстана. Мы очень благодарны за оказанное доверие, за то, что такие ценные экспонаты люди передают в наш музей. Это ещё раз подчеркивает важность нашей миссии, что сохранение исторической памяти, желание узнать больше из прошлого, чтобы строить справедливое будущее, является важным моментом в нашей жизни».
Джамалдин Добриев родился в 1916 году в селении Насыр-Корт в семье уважаемого и почитаемого в обществе человека — Асламбека Инаркиевича Добриева. Асланбек Добриев был набожным человеком и с раннего детства определил своего сына в медресе, где он получил знания по исламскому вероисповеданию. Будучи человеком всесторонне развитым, отец уделял серьёзное внимание и светскому образованию. Джамалдин окончил школу и по совету отца в 1932 году поступил в техническую школу г. Грозного. После окончания пошёл учиться на рабфак Воронежского химико-технологического института, который базировался в индустриальном техникуме в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
После окончания вуза и вплоть до февраля 1944 года, до выселения народа в Казахстан и Среднюю Азию, он работал адвокатом в народном суде Назрановского района. В 1957 году, когда депортированные ингуши получили право на возращение, он едет на родину в числе первых переселенцев и с первых же дней приступает к своим прежним обязанностям в Назрановском суде.
Коллеги уважали его за профессионализм и компетентность. В народе его знали, как добропорядочного, справедливого и благородного человека, приверженца традиций и культуры ингушского народа и религиозных ценностей.
Кстати, за последнее качество ему пришлось изрядно поплатиться в годы советской власти, когда религиозность считалась крайне негативным явлением для государственного служащего, и особенно для партийного человека, коим был Джамалдин Добриев. В 60-х годах прошлого столетия он организовал в своём доме обучение детей чтению Корана, среди которых занимался и его старший сын. Занятия с детьми проводил местный мулла. По этому «вопиющему» случаю некий «доброжелатель» составил жалобу в райком партии г. Назрани, обвиняя его в предрассудках и пропаганде антикоммунистической идеологии. На тот момент Джамалдин Асланбекович работал заведующими юридической консультацией Назрановского района. В итоге, его исключили из коллегии адвокатов. Но через два года президент коллегии адвокатов СССР восстановил его в должности. К тому же руководство суда обязали выплатить ему компенсации за незаконное отстранение от работы.
В 1982 году Джамалдин Асланбекович уходит на пенсию, но продолжает заниматься общественной деятельностью, является членом Совета старейшин ингушского народа.
Трагические события осени 1992 года в Пригородном районе подорвали здоровье Джамалдина Асламбековича. Горе скосило старого солдата, и он уже не смог работать как прежде. В 2001 году в возрасте 85 лет Джамалдин Добриев ушёл в жизни. Теперь память о нём будет храниться не только в сердцах близких людей, но и в Государственном музее истории ГУЛАГа в Москве.
Отметим, что музей ГУЛАГа получил из Ингушетии через наших представителей, в лице Ибрагима Костоева, уже второй документ по теме депортации. Так, в мае 2023 года семья Озиевых поделилась своей семейной реликвией — удостоверением своего дедушки Юнуса Хасботовича Озиева (1906-1974 гг.), жителя с. Гамурзиево ЧИАССР, выпускника института народного образования, агронома, зоотехника, который в депортации работал в управлении сельского хозяйства в Кокчетавской области. Документ свидетельствует о том, что он являлся начальником спецэшелона, следующего с чечено-ингушским населением из Кокчетавской области в ЧИАССР. Документ был выдан 11 декабря 1958 года.
«Наша дружба с ингушской общиной Москвы и с республикой в целом дает нам возможность каждый раз узнавать новые факты о периоде депортации, — говорит Роман Романов. — Мы благодарны за большое количество историй и артефактов, которые ваш народ сумел сохранить».
Напомним, что Государственный музей истории ГУЛАГа собирает и изучает материалы государственных и семейных архивов; воспоминания участников событий и их личные вещи; предметы, найденные на местах расположения лагерей. В музее имеется постоянная экспозиция, которая показывает этапы формирования карательной системы в 1918-1956 годах и её влияние на судьбы людей, а также временные выставки.