Вы когда-нибудь задумывались о том, откуда приходят тренды и, самое интересное, куда они уходят? Почему некогда модные явления, типа штанов DSQUARED, липсингов, сигн в вк и "эщкере", стали выглядеть так глупо сегодня?
Тренды всегда зарождаются как ответ на актуальные потребности общества. На них, в первую очередь, влияют события, происходящие в мире. Например, в локдаун пришел тренд на удобную одежду и минимализм. Это произошло от потребности работать из дома в комфорте, но выглядеть так, чтобы не стыдно было и в зуме перед коллегами показаться. Такие тренды остаются с нами надолго, ведь удобство ценно всегда. К чему же отказываться от уже полюбившегося стиля?
Немного другая специфика, но та же суть у тренда на дизайнерские маски в пандемию. Люди не могли повлиять на то, носить им маски или нет. Зато дизайнеры, швеи и магазины прекрасно смогли повлиять на то, какие именно маски нам носить. Так, исполнение обязанности превратилось в ношение яркого аксессуара.
Не стоит забывать, что тренд – это скорее процесс, нежели явление. Поэтому, как и любой процесс, он проходит определенные стадии развития:
ЗАРОЖДЕНИЕ
Зарождение на свет происходит с подачи «инноваторов» – узкого круга людей, чаще из богемы. Пока это еще лишь идея, и без дальнейшего развития она просто угаснет на данном этапе. Что не развивается – умирает.
Если же идея пришлась общественности по вкусу, ее подхватывают «ранние последователи» – блоггеры, селебрити, в общем – инфлюенсеры мира сего. Своим авторитетом они укрепляют зарождающуюся тенденцию и подталкивают ее к следующему этапу развития.
ТРЕНД ФОРСЯТ ВСЕ
А именно: веяние подхватывает «раннее большинство». На этом этапе тренд выходит с массы и начинается его популяризация. Это пик жизни тренда.
Затем тренд захватывает и «позднее большинство» и это уже тот этап, когда тренд становится штампом.
Помните нашумевший челлендж «Skibidi»? Инноваторами в данном случае стали ребята из группы «Little Big», подхватили челлендж сначала селебрити, а затем флешмоб разошелся по всей сети, став на какое-то время острым трендом.
УГАСАНИЕ
Тренды имеют свойство не только зарождаться и развиваться, но и угасать.
Зачастую, тренд в конце своего жизненного цикла становится «антитрендом». Такое происходит, когда трендовая вещь или явление настолько «взрывают» массы и воспроизводятся ими в таких масштабах, что через некоторое время уже просто мозолят глаза. Публика пресыщается.
Так, повторить челлендж «Skibidi» сейчас – станет антитрендовым действием, потому что актуальность утеряна.
С модой – то же самое. В умах девушек еще свежо воспоминание о трендовых заколках с жемчужинами: в считанные месяцы эта вещица превратилась из стильного аксессуара в колхозный ширпотреб, за счет того, что мелькала буквально везде и на всех.
ЭТО ТОЧНО КОНЕЦ?
Но и у антитренда есть два пути: покинуть нас насовсем или вернуться в переосмысленном и модифицированном виде (но уже не в качестве тренда). Так, жемчужные заколки через некоторое время вернулись, но уже не считаются модной изюминкой в образе, а остаются простым аксессуаром. А тренд на челленджи не ушел совсем, меняется лишь состав этих челленджей.
Тренд всегда тесно связан с тем, какие настроения в обществе преобладают, поэтому маргетологам так важно держать руку на пульсе тренда. Изучая модные тенденции и внедряя их, площадка, блоггер или бизнес, могут всегда оставаться в топе, оставляя позади конкурентов с устарелыми взглядами.