Уфимский государственный нефтяной технический университет – один из флагманов в развитии индивидуализации образовательного процесса.
Студенты вуза выстраивают свою профессиональную траекторию уже с первых дней обучения, понимая, что делать это нужно не после первой сессии или первого курса, а здесь и сейчас. В этом им помогает введенный в УГНТУ с 1 сентября 2023 года новый проект «Магомодель» - реализация и сопровождение образовательных программ магистратуры в инновационном формате.
На первой же учебной неделе для поступивших магистрантов начались лектории по дисциплине «Методы научных исследований (семинар наставников)». Ключевой частью стал выбор трека. Обучающиеся смогли погрузиться в специфику работы каждой представленной категории и определиться, в какой из них они будут реализовывать свою образовательную траекторию.
Треки – одно из решений индивидуализации образования. В каждом институте и на каждом факультете была выстроена своя работа по трековой специализации.
В Архитектурно-строительном институте упор делался на механике выбора трека и других тонкостях обучения на магистерских программах.
В Институте нефтегазового инжиниринга и цифровых технологий была проведена «Большая игра». Студенты скрупулезно и детально прорабатывали трековый вопрос. Были задействованы аудитории, лаборатории, компьютерные классы и другие образовательные пространства.
В Институте нефтегазового бизнеса провели презентацию треков с приглашением преподавателей дисциплин, многие из которых являются представителями бизнеса. Каждый лектор провел мастер-класс по своему направлению, ответил на интересующие вопросы магистрантов.
В Институте экосистем бизнеса и креативных индустрий «креативили». Студенты моделировали издательскую деятельность по отрывку из романа Умберто Эко «Маятник Фуко», «пересобирали» научную статью на основе пяти не связанных интернет-фактов. Таким образом, проводился анализ для выявления мотивации обучающихся и определения ценности образования.
На факультете трубопроводного транспорта было проведено три мероприятия. Приглашались преподаватели, участвующие в реализации треков. Магистрантам были разосланы материалы с кратким описанием каждого направления.
На горно-нефтяном факультете после презентации «Магомодели» студентам было предложено погрузиться в тематику треков, во время групповой работы выявить основные вызовы, стоящие перед нефтегазовой отраслью. Каждый участник смог определить, чем он будет заниматься в ходе обучения, какие актуальные задачи решать и в какую область в дальнейшем углубляться. По результатам презентаций и обсуждения студенты сделали свой выбор.
Магистрантам направления подготовки «Техносферная безопасность» показали возможные пути поиска научной новизны при выполнении исследований, продемонстрировали разработки выпускных курсов. Затем студенты работали в группах, погружаясь в предметные области каждого трека.
Ответы на наиболее частые вопросы магистрантов о «Магомодели»
- Как будут отражены дисциплины трека в расписании?
После выбора трека диспетчерская включит их в ваше расписание. - Можно ли сменить трек во время обучения?
Нет, такой возможности не будет. В каждом треке представлен конкретный набор дисциплин. И если вы решаете сменить трек, то нарушается весь образовательный процесс. Поэтому к выбору трека нужно подходить серьёзно. - Как применить знания, полученные на треке, к диссертации?
Для этого необходимо советоваться с научным руководителем и держателем трека. В первую очередь переговорите с научным руководителем и озвучьте желание масштабировать полученные на треке знания к своей работе – вам обязательно помогут. - Каким образом будет реализовываться практика трека?
Практики не привязаны к трекам.
Итоги выбора треков
Повышенный интерес вызвал проектно-управленческий трек – его выбрали 25-55% магистрантов. При этом он оказался востребованным и в технических/инженерных программах. Это объясняется серьёзным запросом на изучение дисциплин, которые позволяют в условиях неопределённости и ограниченности ресурсов принимать оптимальные решения.
Наблюдается определённое снижение интереса современного магистранта, обучающегося по гуманитарным и социальным программам, к научно-исследовательской деятельности. В целом, эта тенденция общероссийская. Она объясняется тем, что магистранты-гуманитарии в своём большинстве не ориентируются на последующее поступление в аспирантуру.
На инженерных и технических программах спрос на научно-исследовательский трек ниже, чем на управленческий, но всё же довольно высок: в среднем, это 15-20%.
Магистранты 1-го курса хорошо воспринимают творческие треки и, соответственно, выбирают их. Так, например, в ИЭС креативный трек выбрало практически 35%. Это объясняется желанием совместить в профессиональной деятельности базовые знания и творческие начала, приумножить их за ближайшие два-три года, возможно, превратить в своего рода «интеллектуальный капитал». Также это можно объяснить желанием обучающихся заниматься «креативным бизнесом» («не работать на кого-то»).
Педагогический трек оказался менее востребован по сравнению с другими. В каждом институте и на каждом факультете его выбрали единицы, в основном, это специалисты, занимающиеся или планирующие заниматься педагогической деятельностью. Это говорит скорее о том, что магистранты не понимают возможности применения педагогических технологий в профессиональной деятельности, или рассматривают трек как траекторию для преподавателей.
Олег Баулин, ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета: – Студенты всех факультетов и институтов УГНТУ могут формировать свою образовательную траекторию, не позднее, чем со второго семестра. Они сами выбирают не только вид и направленность будущей профессиональной деятельности, но и компанию, в которую будут трудоустроены уже во время обучения или сразу после его завершения. Тем самым достигается значительное повышение заинтересованности в получении конкретных востребованных компетенций. Возможность выбора траектории обучения является преимуществом магистерской подготовки в УГНТУ, это делает путь начинающего специалиста более осознанным и понятным. Индивидуализация обучения тесно связана с моделью инженера опережающих технологий. В этой новой системе оценки компетенций «Золотой стандарт инженера» в дипломе выпускника будут отражены все освоенные им курсы, выходящие за рамки основной образовательной программы, прочие академические успехи студента, а также его научные, спортивные достижения, цифровые компетенции и личные качества. Речь идёт о комплексности, «широте» образования. Такие специалисты, безусловно, будут востребованы работодателями, ведь разработанная модель согласована ведущими нефтегазовыми Компаниями России!