Найти тему
Мир открытыми глазами

"ФАУСТ" в театре им. Маяковского. Красивая история любви и нелюбви (отзыв)

Для начала подчеркну, что это не "Фауст" Гёте, а именно тургеневский. По рассказу И. Тургенева "Фауст", в котором герои зачитываются бессмертным произведением немецкого поэта.

Так что действие происходит у нас, в родной российской глубинке. А точнее, в родовом гнезде главного героя, где он не был почти 10 лет. Дом покосился, слуги постарели и т.д.

Павел Александрович (он же Фауст) - актёр Олег Ребров - чтобы как-то развлечь себя, пишет другу письма, в которых описывает в подробностях своё житьё-бытьё.

фото с официальной страницы театра
фото с официальной страницы театра

Собственно, с этих писем всё и начинается! Монологи главного героя великолепны! И это благодаря двум факторам: гениальности тургенева и безусловному таланту актёра.

Так бы и слушала, и любовалась! Я люблю монологи, длинные, неспешные описания. И лично для меня через эти монологи погружение в тихую деревенскую жизнь, окружающую героя, получилось. Броди себе по саду. Читай и перечитывай книги из семейной библиотеки. Того же "Фауста" Гёте, которого герой в юности знал наизусть.

Но долго оставаться тихой эта самая жизнь не смогла.

Герой начинает захаживать к соседям. Особенно после того, как выясняется, что хозяйка - его давняя любовь Вера Николаевна (она же Маргарита) - актриса Юлия Соломатина - которая не смотря на то, что давно замужем за Приимковым - актёр Кирилл Кусков - всё "та же, та же"

фото с официальной страницы театра
фото с официальной страницы театра

Причём Вера Николаевна не только по-прежнему хороша собой, но и по-прежнему находится под психологическим гнётом деспотичной матери, хоть та и давно умерла. Образ матери - актриса Татьяна Рогозина - не оставляет героиню, взирает на неё с портретов и прочно сидит у Веры Николаевны в голове. И ей самой по-прежнему важно материнское одобрение любых дел, поступков и даже мыслей. Создатели спектакля нашли очень эффектное решение, как показать призрак матери, являющийся героине.

фото с официальной страницы театра
фото с официальной страницы театра

Но внезапно появившийся на горизонте Павел Александрович всё таки проникает сквозь цепкие материнские оковы. Ему даже удаётся заинтересовать Веру Николаевну "Фаустом", хотя раньше она в угоду матери книг не читала.

фото с официальной страницы театра
фото с официальной страницы театра

И казалось бы вот она новая счастливая и свободная жизнь, другие горизонты, прогулки, катания на лодке, но нет.

Кстати, о лодке. Очень понравился приём, с помощью которого актёры изображают сильную качку.

фото с официальной страницы театра
фото с официальной страницы театра

В спектакле вообще много пластики. Пластики разной, плавной и стремительной, тихой и буйной. Она органично вплетена в спектакль и глубже раскрывает внутренние переживания героев.

фото с официальной страницы театра
фото с официальной страницы театра

Оформление сцены с минимальным количеством деталей, игры света и тени тоже нацелены на то, чтоб максимально подчеркнуть, что помимо внешнего во всём существует тайный внутренний мир. Раскачивание маятника, движение колеса - лично для меня яркий намёк не только на цикличность, но и зацикленность, некую ограниченность движения с неизбежным возвратом к прежнему положению.

Дальше больше. Павел Александрович и Вера Николаевна настолько зачитываются гётевским "Фаустом", что его герои как бы сливаются с читающими. И вот Павел Алексеевич уже никто иной, как Фауст, а Вера Николаевна - Маргарита.

А ещё где-то рядом непременно Мефистофель - актёр Евгений Матвеев - от которого не ускользнёт ни одна мелочь.

фото с официальной страницы театра
фото с официальной страницы театра

Вы помните Маргариту? Ту, бывшую возлюбленную Фауста, не вынесшую удара судьбы и убившую своё дитя.

Да, Вера Николаевна вдруг остановится очень похожа на Маргариту. Те же порывистые решения и поступки. Та же страсть.

Эта параллель с гётевской Маргаритой очень ярко высвечивает "внутренний ад" нашей бедной Веры Николаевны. Все её метания, переживания, страдания и страхи. Я наблюдала за изменениями, происходящими в героине, и гадала, хватит ли ей сил, стойкости, смелости, наконец, почувствовать себя действительно свободной и ответственной за собственную жизнь.

И очень хотелось, чтоб хватило. Вера Николаевна здесь чудо, как хороша.

А ещё хотелось, чтоб героиня обрела любовь. Бесконечную, бескорыстную. Живительную. И любовь к себе тоже.

И тут случилось неожиданное. Спектакль вдруг вышел за рамки ещё дальше.

Образ Веры Николаевны обрёл черты некоторых моих реальных знакомых. И образ гувернантки - актриса Анастасия Мишина - со всей его противоречивостью тоже оказался узнаваем.

фото с официальной страницы театра
фото с официальной страницы театра

Ну, вы поняли. Спектакль не только порадовал красотой, но и задел таки за живое.

Сходите.

Видео поклонов после спектакля