Тем вечером на Большой Никитской звучал разный, но неизменно прекрасный вокал. Девятый по счёту концерт проекта «Музыка нашего времени» состоялся в Рахманиновском зале Московской консерватории. Согласитесь, сцена с такой историей и полётной аккустикой обязывает к самому высокому уровню музыкального мастерства.
По репертуару оперных театров может сложится впечатление, что «золотой век» оперы остался где-то в глубине минувших эпох. Но это не так. Современные композиторы тоже пишут красивую и сложную музыку для академического вокала. А блистающие и восходящие звёзды оперной сцены эту музыку с удовольствием исполняют. Ради этого симбиоза группой энтузиастов и просветителей, прежде всего выдающейся пианисткой и концертмейстером Кариной Погосбековой, был задуман и осуществлен проект «Музыка нашего времени». Да, она в том числе и такая — прекрасная, сложная, глубокая — достойная наследница лучших классических традиций. В рамках прошедшего концерта, например, состоялось сразу несколько мировых премьер.
«Быть первым исполнителем произведения и огромная честь, и столь же огромная ответственность, и очень интересная работа», — комментирует свою премьеру, вокальный цикл Веры Зайцевой на стихи Ольги Русановой, солистка оперной труппы Большого театра, виртуозная обладательница великолепного сопрано Ольга Селивёрстова.
К слову, певица воплощает собой тот тип оперной дивы, которую приятно не только слушать, но и видеть. В творческом активе обворожительной Ольги и покорённые парижские подмостки, и победы в международных конкурсах, и сложнейшие главные партии, но она сохранила искромётную, завораживающую, самозабвенную свежесть восторженного служения искусству и даже восхитительное озорство при условии безукоризненного владения своим богатым вокальным инструментарием.
«Опера — это праздник!» — транслирует слушателю и зрителю эта прекрасная, жизнерадостная и вместе с тем тонко чувствующая роль и «нерв» произведения певица.
«Именно твоё исполнение войдёт в историю и станет в какой-то степени эталоном, — артистично и чуть-чуть лукаво улыбается Ольга. — Мы даже шутили, что если допустить ошибку, то следующее поколение исполнителей будет говорить: «это традиция, так и должно быть». Потому и ответственность: в твоём исполнении произведение может как понравиться, так и не понравиться, если его как-то неудачно или неинтересно исполнить. Я знакома с Кариной Погосбековой со времён моего обучения в Консерватории. И когда она в 2018 году предложила поучаствовать в этом проекте, я с радостью согласилась. В пандемийном 2020 году мы, вокалисты, записывали себя и накладывали свой голос на минусовку: это была колоссальная работа, поэтому второй концерт проекта был, можно сказать, легендарным. И с каждым новым сезоном проект набирает популярность — теперь композиторы и исполнители мечтают в нём участвовать!
Для артистов, творческих людей, занятых в репертуарных постановках, заложников определенных стереотипов очень важно, что выступления в концертных программах фестиваля представляют уникальную возможность расширить свой творческий спектр, проявить себя по-разному, в разных гранях, выйти за пределы устоявшихся форм, импровизировать. В рамках проекта мне посчастливилось спеть много премьер. Кстати, об экспериментах: мы заметили, как красиво звучит трио голоса, фортепиано и кларнета. Так появился вокальный цикл Веры Зайцевой на стихи Ольги Русановой, где партию кларнета исполняет её дочь, тоже Ольга Русанова.
Публика тепло приняла и поощрила овациями стажёра Большого театра, сопрано Полину Шабунину. Драматическо-вокальный диапазон восходящей оперной звезды варьировал от смиренного всепрощения любви в партии Герды из оперы С. Баневича «История Кая и Герды» до почти истерического накала страсти брошенной любимым и страдающей лирической героини Марины Цветаевой и Микаэла Таривердиева («Мой милый, что тебе я сделала?»). За осторожной поступью этой Герды угадывается большое сценическое будущее примадонны.
Вокальное разнообразие исполнительской школы Большого театра на концерте достойно представил контратенор Вадим Волков. Самый высокий из мужских голосов, контратенор в последнее время стремительно набирает популярность и возвращает утраченные позиции былого величия. Кстати, именно с этого вокального пиршества, поражающего воображение в фильме о великом Фаринелли, началось моё увлечение оперой. Человек и голос «не от мира сего» — таким представил зрительному залу своего князя Мышкина из оперы «Н. Ф. Б.» В. Кобекина солист Большого театра Вадим Волков. И вслед за вокальной драмой не вполне здравого ума противоположный полюс: игривые страсти по «Мухе" из цикла «Любовь и жизнь поэта» на слова Н. Олейникова.
Волшебными переливами звучало прекрасное меццо-сопрано солистки МАМТ им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Полины Шароваровой. Её исполнение «Прогулки вдвоём» блистательно воплотило эксцентричную экспрессию поэзии З. Гиппиус и музыки Е. Потиной, а неожиданный, оборванный на высокой ноте финал даже озадачил слушателей: можно ли уже аплодировать или ещё нет? Драматический чёрный цвет концертного платья певицы во втором отделении только усиливал градус драмы звучащего произведения.
Сложная творческая задача, на мой взгляд, стояла перед лауреатом международных конкурсов Валерией Куприяновой: соединить в гармоничный тандем свой академический вокал и техничность музыки мультимедиа-оперы «Curiosity». И хотя название этой сверхзадачи — «Колыбельная» — «путало карты» восприятия, ничуть при этом не упрощая задачу, исполнительница с честью справилась с этим творческим вызовом.
Совершенно прекрасным и запоминающимся «прочтением» духовной музыки стало выступление вокально-хорового ансамбля «Canticum festum» («Праздник песни») под управлением Любови Шангиной, представшей в ипостасях художественного руководителя, дирижёра, композитора и частично автора стихов представленной на концерте вокальной подборки. Исполнили сочинения на стихотворения известного учёного-генетика Г. Шангина-Березовского. Не побоюсь этой параллели, но в данном случае считывается посыл и «почерк» эпохи Возрождения — универсальность таланта и гармоничный сплав науки и искусства.
«На десерт» организаторы концерта подали джазовые импровизации А. Розенблата для академического вокала. Их великолепно исполнила солистка камерной сцены Большого театра, сопрано Екатерина Ферзба. Джаз звучал элегантно, изысканно и аристократично...
—«Изюминка» и цель проекта «Музыка нашего времени» — это возможность исполнения редко звучащих произведений наших современников, популяризация оперной музыки, которая не так известна, как Чайковский, Верди, но сколько в ней красоты и глубины! Участие в таких проектах для каждого артиста, который себя ценит, очень важно, это твой след в истории, — резюмирует солистка Большого театра Ольга Селивёрстова.
Остаётся только добавить, что все фортепианные партии замечательно исполнила основатель, музыкальный руководитель и продюсер фестиваля «Музыка нашего времени» Карина Погосбекова, а десятый — юбилейный! — концерт ждёт своих любимых и новых авторов, исполнителей и зрителей через полгода, следующей весной.
«Музыкой нашего времени» восхищалась Ирина Колганова.