О такой протестантской конфессии как меннониты, в разрезе истории северной части Восточной Пруссии, мы вспоминаем незаслуженно мало. А ведь именно голландцы способствовали развитию сельского хозяйства на тяжелых, постоянно подтапливаемых польдерах и на основе их рецептур сыра появился знаменитый «Тильзитер».
Считается, что название протестантской деноминации пошло от имени голландского религиозного лидера Менно Симонса (бывшего анабаптиста), за голову которого император Карл IV объявил награду в 100 гульденов. Однако, он присоединился к движению в 1536 году, спустя 3 года после официального признания религиозного движения. Отцом-основателем был другой соотечественник Менно – Конрад Гребел.
Меннонитство пришлось бы по душе всем тем, кто выступает за «мир во всём мире», ведь они принципиальные пацифисты: несли идеи неприменения силы, отказывались брать в руки оружие, поэтому каждый раз, когда государство заставляло их сынов отправляться в армию, вся община выбирала миграцию в другую страну. «Они – дети мира, которые перековали свои мечи на плуги и свои копья на серпы, и не знают более войны», - так в 1537 году движение охарактеризовал Менно Симонс.
С точки зрения религии меннониты – радикальное христианское течение, опирающееся на Новый Завет. Своей целью считали восстановление апостольской христианской веры и жизни. Требовали отделить церковь от государства, свободу совести, добровольное членство в церковных общинах, отрицали крещение младенцев и практиковали вторичное крещение (перекрещивание) взрослых.
Первые небольшие поселения меннонитов у окраин Пруссии возникли в середине XVI века. Тогда они селились вдоль реки Висла. В летописях Кёнигсберга упоминаются в 1579 году. Однако, официально первая община была зарегистрирована лишь в 1722 году. Молитвенный дом (кирха, нем. Mennoniten Kirche) кёнигсбергских меннонитов открылся рядом с величественным садом Сатургуса в районе Ластади в 1770 году. Сейчас на его месте стоит дом по адресу: Московский пр-т, 42-46.
Позже их общины были зарегистрированы в Пиллау (ныне - Балтийск), Прейсиш-Эйлау (Багратионовск), Гумбиннене (Гусев), Лабиау (Полесск).
Местом максимального средоточия меннонитов была Мемельская (Неманская) низменность. Активное заселение в этих краях начинается после самой страшной эпидемии чумы в 1709-1710 годах. Первые поселения зафиксированы в Каукемене (совр. Ясное) и Хайнрихсвальде (ныне Славск). К 1740 году меннонитские общины появились в главных городах этой части Пруссии: Тильзите (совр. Советск) и Рагните (ныне Неман). Именно с этого времени Мемельская низменность становится основным местом компактного проживания меннонитов в северо-восточной Пруссии.
Со временем центром меннонитской общины становится поселение Покракен (с 1938 г. – Вайденай, совр. пос. Ленинское) с прилегающем к нему Адлиг Покракен, расположенные северо-западнее Тильзита.
Молитвенный дом (нем. Mennonitenkirche) был построен в 1831 году. Для этого несколько семей меннонитов выкупили опустевшее крестьянское хозяйство и перестроили главный дом под духовную обитель.
Меннониты покинули родные голландские польдеры (низменный участок побережья), чтобы поселиться на таких же земли, но уже в Восточной Пруссии. Применяя имеющиеся навыки, они быстро сделали территорию плодородной. Благодаря религиозной общине появились дренажные канавы, дамбы, правила грамотного разделения на участки посевных земель. Меннониты успешно боролись с подтоплениями и заболачиванием. Со временем этот уголок Восточной Пруссии стали называть «Маленькой Голландией».
Появление всемирно известного сыра «Тильзитер» тоже напрямую связано с меннонитами. После переселения в Пруссию, община производила сыр по своим рецептурам, который был популярен в провинции. Именно его взяла за основу швейцарская переселенка фрау Вестфаль. Не случайно в 1845 году своё основное производства она переносит в меннонитское сыродельческое хозяйство вблизи Тильзита. Здесь мемельские заливные луга давали душистое сено, что влияло на вкусовые качества сыра. Производство так быстро разрослось, что в окрестностях Тильзита функционировало около пятидесяти молокоперерабатывающих предприятий, производивших огромные объемы тильзитского сыра. Все они открылись в местах компактного проживания меннонитов.
К сожалению, в определённый момент времени судьба меннонитской общины повторялась: как только её дети отдавали всё новой стране, их права начинали притеснять. В 1789 году началась первая волна оттока прусских меннонитов в Российскую империю, т.к. мужчин общины начали призывать в армию, а также лишать права на приобретение новых земельных владений. Бывших прусских меннонитов расселяли в Хортицком уезде Екатеринославской губернии и Мелитопольском уезде Таврической губернии. Финальная волна была направлена в Самарскую область.
Впрочем, Российская Империя поступила с этой общиной также, как и Пруссия – спустя век стала отбирать «поднятые с колен» земли. Меннониты постепенно покидают страну. Во время Второй мировой войны, когда вермахт бежал с оккупированной Украины, меннониты Новороссии ушли вместе с ними. Сейчас часть общины живёт в Парагвае, другая – в Германии. Некоторые семьи вынужденно остались в России и их можно встретить в сёлах Алтайского края, Омской и Оренбургских областях.
Долгое время местные краеведы были уверены, что на территории Калининградской области сохранилось здание кирхи меннонитов, называя таковой постройку по бывшей Тильзитер-штрассе в Рагните. Считалось, что необычное трёхэтажное здание из кирпича и облицованное природным камнем, было построено в 1853 году для меннонитской общины, которая через 6 лет покинула Пруссию, продав божественный дом городу.
Однако, документально это здание впервые упоминается в Рагните лишь в гитлеровские 1930-ые годы под названием «Партийный дворец НСДАП», исторические фотографии объекта есть только со свастикой на фасаде. Да и стиль строения уж больно похож на тевтонский историзм, так излюбленный нацистами в этих краях.
Впрочем, эти аргументы не обязательно отрицают версию с меннонитским молельным домом, ведь здание изначально могло и не иметь дорогой гранитной отделки, быть аскетичной кирпичной постройкой. Т.е. меннонитский дом был, но не в том виде, который притягивает взгляд сейчас. И если это так, то прослеживается очередной исторический сарказм: обитель адептов «мира во всем мире» и людей, не желающих брать в руки оружие, в итоге заняли те, кто поклонялся богу войны и сатане.
Согласитесь, что история меннонитов хотя бы в разрезе Восточной Пруссии весьма поучительна. Прибыв на новую землю, они дали ей все свои знания и умения, взамен лишь попросив не нарушать их право на мир. Покинули её тихо, никому не предъявляя претензий. Живи как хочешь, но не мешая жить другим и помни, что наверху есть Бог: похоже, что именно такой был принцип меннонитов, и, казалось бы, он такой простой, понятный … но человечество его отрицает многие века.
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).