Бас-гитарист о 30-летии "In Utero" и использовании AI для восстановления музыки Nirvana. Музыкант размышляет о годовщине выхода последнего альбома группы, о шансах здравствующих ныне участников выпустить новую музыку и об использовании искусственного интеллекта для создания «набросков» старых песен
Эндрю Тренделл, NME
Вышедший 30 лет назад (21 сентября) третий альбом икон гранжа стал последним, а его фронтмен Курт Кобейн покончил с собой всего семь месяцев спустя. Спродюсированный Стивом Альбини и с синглами «Heart-Shaped Box», «All Apologies» и «Rape Me», альбом стал безжалостным и бескомпромиссным ответом на феноменальный успех предшественника «Nevermind».
«Когда его слушаешь, он куда-то ведет», — говорит Новоселич в интервью NME о непреходящем наследии альбома. — «Это мрачно, это красиво, это все что находится между».
«Он горько-сладкий. Мы записали его примерно за неделю, и несколько песен были сделаны с первого дубля. Мы хорошо отрепетировали и любили играть вместе. Это было нашим клеем группы. Мы играли вживую, и это была живая запись».
«Удивительно, что может произойти, когда три человека с инструментами собираются вместе. Можно создать столько звуков, что они поражают воображение. В этом и заключается красота музыки: ты приглашаешь людей в дом. Пластинка может быть красивой, но может быть и мрачной. Возвращаясь к этой пластинке, я просто вспомнил о нашей человечности как группы. В ней было много разных высказываний, и вот что получилось: Nirvana после "Nevermind", после того как она стала всемирно известной группой».
В беседе с NME в начале этого года Альбини рассказал о том, что для Nirvana он был скорее «инженером», чем продюсером, и вспомнил, что Кобейн пришел к нему как вокальный поклонник его работы с предыдущей группой, Big Black.
Вспоминая о работе с Альбини и о том, как группа пришла к звучанию альбома после «Nevermind», Новоселич сказал: «Курт был поклонником Стива. Я помню, как в 1989 году мы ехали в фургоне, и Курт слушал Pixies. Он поднял палец и сказал: "Это будет наш звук ударных!". Он давно хотел сделать это со Стивом».
«Есть такой момент, когда ты становишься знаменитым и тебе приходится в это вживаться. Это было трудно для всех, но Курт получал все внимание, находясь на первом плане. Я не комментирую тексты песен, поскольку они открыты для интерпретации, но вы можете послушать и составить собственное мнение. "Radio Friendly Unit Shifter" — это умное заявление Курта, и оно действительно говорит обо всем. Мы подписали контракт на запись и возлагали на него все эти надежды».
Он добавил: «То, что произошло после записи альбома, вошло в легенду, но вы просто возвращаетесь к группе. Прекрасно, что кто-то придумал эту концепцию барабанов, баса, гитары и вокала. Это была наша версия её».
В начале этого месяца было объявлено, что группа вскоре выпустит делюксовое переиздание альбома «In Utero», посвященное 30-летию группы — три суперделюксовых издания, включающие в общей сложности 72 трека, в том числе 53 ранее не издававшихся концертных записи с последних концертов Кобейна, Новоселича, барабанщика Дэйва Грола и гитариста Пэта Смеара.
«На этом альбоме есть много классных вещей, например, проходки за кулисы и маленькие вещицы, которые можно подержать в руках, например, пластинку The Who "Live At Leeds"», — говорит Новоселич. — «Я в восторге от концертных выступлений, потому что в них использовался искусственный интеллект. Мы оцифровали аудиокассеты с пультовых записей в Риме, Сиэтле и Лос-Анджелесе, затем AI смог разделить все инструменты, и мы получили действительно хороший микс».
Может быть, Nirvana когда-нибудь рассмотрит возможность использования искусственного интеллекта для неизданного материала Nirvana, как это сделали The Beatles в своем предстоящем «финальном треке»?
«Это хорошая идея! Я рад, что поговорил с тобой сегодня, потому что это интересно», — ответил Новоселич. — «Я собираюсь поднять этот вопрос с Дэйвом и Пэтом! Мне не терпится услышать новую песню Beatles. Да ладно, это же The Beatles! Я хочу услышать новую песню Beatles! И если искусственный интеллект поможет этому, то безусловно — так оно и есть сегодня».
А остались ли еще какие-нибудь никому неизвестные демо-записи или наброски композиций Nirvana, которые вы могли бы завершить?
«Не знаю. Мы должны это обсудить. Это хорошая идея. Может быть. Наступает момент, когда возникает вопрос: "Это Nirvana или искусственный интеллект?" На Youtube уже много такого материала, и это дебаты, которые придется решать, когда речь идет об авторском праве и дезинформации. Это как в фильме "2001 год: Космическая Одиссея" — "Не делай этого!"».
«В настоящем Курта нет, поэтому все должно быть сделано правильно». добавляет басист.
Отвечая на вопрос о том, какое звучание Nirvana могла бы найти в будущих альбомах после «In Utero», если бы Кобейн не ушел из жизни, Новоселич сказал, что «может только догадываться».
«Я не знаю. Мы записали нашу последнюю совместную песню "You Know You're Right", и это была Nirvana», — сказал он. — «У нас всё было как джем, а потом крещендо, которое собирается вернуться с большим припевом. На этот вопрос очень трудно ответить. Дэйв продолжил заниматься Foo Fighters, он успешен и несет своё знамя. У меня есть еще одна группа под названием Third Secret с Мэттом и Ким из Soundgarden — мы вроде как гранжевая ABBA».
«Если бы только Курт сдержался, мы бы знали. Просто его присутствие в этом мире имело бы огромное значение, и это все, что действительно важно. Мне не хватает этого парня, так что я могу только мечтать».
Признавая, что спустя 30 лет Nirvana может показаться «классическим роком», Новоселич в то же время отметил способность группы продолжать привлекать новые поколения молодых поклонников рока.
«Я думаю, что просто было что-то в Курте Кобейне, в его напористости и в том, как он себя преподносил, а также в том, как он пел и в его вокальном стиле», — сказал он. — «Я помню, как играл людям песню "Milk It", и они говорили: "Это из другого мира". Она была настолько сильной и могла сравниться с любой скандинавской метал-группой. Многих из них она просто снесет. Лучше всего я могу описать ее как действительно страшную песню».
«Люди постоянно говорят: "Nirvana спасла мне жизнь", и я это понимаю, потому что у меня это было с группой Flipper. Однажды меня просто осенило, и в этом был большой смысл».
«Я просто хочу вспомнить Курта и отдать ему должное. Когда ты делаешь художественное заявление, ты приглашаешь людей внутрь, и люди продолжают принимать его. Каждое новое поколение связывается с Nirvana, особенно люди, которые, возможно, проходят через тяжелые испытания».
После смерти Кобейна Новоселич, Грол и Смеар неоднократно воссоединялись — в частности, в 2014 году на церемонии Rock And Roll Of Fame, где они исполнили классику Nirvana вместе с Лорд, Сент-Винсент и Джоан Джетт, в 2012 году они исполнили и выпустили трек с Полом Маккартни, неожиданно выступили с Foo Fighters на «Cal Jam» 2018, а в 2020 году провели легендарное клубное шоу с участием Бека и дочери Грола Вайолет.
На вопрос, воссоединится ли он снова с оставшимися в живых участниками Nirvana, он ответил: «Я бы хотел. Я всегда любил. После смерти Курта был момент, когда я сказал себе: "Я никогда больше не буду играть эти песни". Это была часть того горя, через которое я прошел. Мы не хотим переусердствовать, мы стараемся сделать это особенным и быть благодарными».
«Когда появится возможность, мы это сделаем, если это будет правильно. А пока мы просто вспоминаем Курта и делаем свое дело».
И выпустят ли они когда-нибудь новую совместную музыку?
«Да, у нас действительно есть кое-какой материал. Дэйв уже проболтался об этом. Я собираюсь достать Дэйва по этому поводу! "Эй, а как насчет тех джемов, которые мы делали? Что ты хочешь с ними сотворить?" Спасибо, что напомнил мне — это еще одна хорошая идея!»
Переиздание альбома «In Utero», посвященное 30-летию Nirvana, выходит 27 октября.