Два года не покупал ничего на салтыковском блошином рынке, но проходя мимо в минувшее воскресенье, не удержался и решил осмотреть чемодан с чёрно-белыми фотографиями возле одного из прилавков. В чемодане я нашёл некоторое количество интересных снимков, ну и в довесок к ним получил множество обычных семейных фотографий с незнакомыми мне людьми. Были там и страницы из дембельского альбома некоего солдатика, служившего в самом начале восьмидесятых годов.
Итак, среди заинтересовавших меня снимков были фотографии строительства железнодорожной линии посреди покрытых лесом гор. Судя по надписи на обороте одной из фотографий это железная дорога Абакан-Тайшет. Её строили с 1958-й по 1965-й годы силами тысяч профессиональных строителей и обычных комсомольцев, прибывавших со всех уголков Советского Союза. В сглаженной форме о быте тех молодых людей рассказывает фильм «Таёжный десант», снятый в год окончания строительства железной дороги.
Строительство опор виадука. Вообще самым известным из подобных сооружений на этой железной дороге является Козинский виадук или в простонародье «Чёртов мост», но это явно не он. Этот поменьше.
Опоры на фоне величественной тайги.
Какие-то баржи.
Знаете какое слово приходит мне в голову при взгляде на эти фотографии? Комары. Тучи упитанных таёжных комаров. Эти отвратительные писклявые создания досаждают и в лесах средней полосы, а уж там, в краю первобытной природы, они - настоящее бедствие страшнее медведя. Дорога Абакан-Тайшет не зря зовётся «Трассой мужества». До второй половины прошлого века эти земли были совершенно дикими. Настолько дикими, что экспедиция во главе с инженером Александром Кошурниковым погибла в полном составе при проведении изысканий для строительства будущей железной дороги.
Так природа уступает место творениям рук человеческих.
Помимо всего прочего, в чемодане было несколько фотографий различных дефектов и недоделок, обнаруженных после окончания строительства.
На оборотах этих фотографий есть информация об обнаруженных проблемах.
Мне очень понравился этот снимок. Глушь, деревянные избы, песок и одинокий человек, глядящий вдаль. И всё это с резким контрастом чёрного и белого цветов.
Авария.
Увы, часть фотографий испорчена.
Дорога была электрифицирована сразу во время строительства. По большей части она однопутная, но, как видите, есть и двухпутные участки.
Ладно, давайте отвлечёмся от железнодорожной темы и посмотрим на обычные семейные фотографии. Выражение русской тоски застывшее в глазах этой пожилой женщины мне кажется до боли знакомым. Ту же самую печаль в глазах вижу на фотографиях почти всех женщин её возраста, запечатлённых на чёрно-белых фотографиях. Такие же глаза были и у моей прабабушки. В сознательном возрасте эти женщины видели мало хорошего. Жизнь обычного человека в Российской империи и так не была лёгкой. Потом была большая война, затем Гражданская война, нищета, голод раскулачивание и прочие бедствия. По рассказам прабабушки всё более-менее наладилось лишь во второй половине тридцатых годов. А потом пришла война. Вот поэтому прабабушки и не улыбаются на фотографиях.
Малыш с ангельской внешностью. Интересно, как сложилась его судьба и жив ли он сейчас?
Может быть тот малыш подрос и превратился в этого стильного молодого человека?
Девчата.
Москва, лето 1957.
Надпись на обороте этой фотографии гласит: «Карусель в нашей деревне». Что же это за такая зажиточная деревня?
Это не наша деревня. “Stansdorf bei Berlin” - Штансдорф под Берлином в восточной Германии. Возможно у прежнего владельца фотографий был друг по переписке оттуда.
Зато это наша деревня. Крыша знакомого сруба покрыта дранкой - пластинками из древесины. Обычно для данного типа кровли использовали древесину хвойных пород. Идеальным вариантом была лиственница. Дранку и сейчас можно увидеть на многих сельских домах, приподняв лист металла или шифера на крыше.
Есть ещё много фотографий агитационных плакатов в каком-то посёлке в начале восьмидесятых годов.
Остальные фотографии я выложу в одной из следующих публикаций.