Найти тему
Свой человек

За что в 1952 году СССР за три дня сбил два шведских самолета?

Фотография «Каталины», которая была сбита советским МиГ-15. Общественное достояние
Фотография «Каталины», которая была сбита советским МиГ-15. Общественное достояние

Приветствую вас, уважаемые друзья!

Одно авиакрушение привело к крупному международному скандалу, а другое замяли обе страны.

Утром 13 июня 1952 года над Балтийским морем бесследно исчез транспортный самолет DC-3 шведских ВВС с восемью членами экипажа на борту. По словам шведских военных и правительственных чиновников, самолет выполнял обычный тренировочный полет.

Официальный запрос к СССР о разъяснениях ни к чему не привел: Москва отрицала причастность к инциденту. В Балтийском море началась масштабная поисковая операция, но вскоре она была приостановлена ​​из-за инцидента, всколыхнувшего всю Швецию.

16 июня два советских истребителя МиГ-15 сбили шведский гидросамолет PBY-5 «Каталина», участвовавший в поисковой операции ранее исчезнувшего транспортного самолета DC-3. Шведский самолет был вынужден приземлиться на воду, а пять членов его экипажа были подобраны проходящим мимо западногерманским грузовым судном.

Скандал с «Каталиной».

Обе страны оказались на грани разрыва дипломатических отношений. Масштабные акции протеста прошли возле советского посольства в Стокгольме.

Шведы заявили, что русские без причин атаковали «Каталину» в международном воздушном пространстве, скрыв ранее произошедший инцидент с транспортным самолетом американского производства DC-3 от шведской общественности.

По мнению советской стороны, шведский гидросамолет нарушил границы Советского Союза.

Как оказалось, «Каталина», действительно по ошибке приблизилась к одному из островов советской Эстонии, где его догнали два МиГа.

Летчик Николай Семерников вспоминал: «Был ранее утро. Шведы нас заметили и направились в нейтральные воды. Догнать их было делом нескольких секунд. Подойдя к ним на расстояние около 20 метров, мы дали знак «Каталине» следовать за нами до нашего аэродрома. Однако самолет продолжил свой путь».

16 июня 1952 года шведские газеты сосредоточили внимание на инциденте с Каталиной / шведскими протестующими у советского посольства в Стокгольме. 
Общественное достояние
16 июня 1952 года шведские газеты сосредоточили внимание на инциденте с Каталиной / шведскими протестующими у советского посольства в Стокгольме. Общественное достояние

Несмотря на то, что «Каталина» уже покинула советское воздушное пространство, пилотам было приказано открыть огонь. За сбитый шведский гидросамолет Семерников и пилот другого МиГа Илья Яценко-Косенко были награждены орденами Красного Знамени.

Далеко от обычного полета

Как выяснилось, в ходе расследования «дела Каталины» уже после распада СССР обе страны лгали.

Полет транспортного DC-3 был далеко не тренировочный. Напичканный сверхсекретным оборудованием, он проводил радиоэлектронную разведку, нацеливаясь на новый советский радар, расположенный недалеко от города Лиепая в Латвии. Швеция планировала передать эту информацию НАТО в обмен на электронное оборудование, необходимое ей для оборонных целей.

Самолет имел очень подходящее ему имя «Хугинн». В скандинавской мифологии так звали одного из воронов бога Одина, который летал по свету и сообщал своему хозяину обо всем происходящем.

Шведский DC-3 «Хьюгинн». Герман Оллвин
Шведский DC-3 «Хьюгинн». Герман Оллвин

На борту самолета находились техники и офицеры Минобороны Швеции. По одной из неподтвержденных версий, помимо восьми шведов на борту самолета находился еще и американский представитель НАТО.

В шведских интересах было замять историю с исчезновением DC-3, поэтому атака на «Каталину» стала для них «подарком».

Теплый прием

Хотя СССР и отрицал свою причастность к исчезновению самолёта DC-3, «Хугинн» был сбит еще при подлете к границам советского воздушного пространства (обломки самолета были обнаружены в 2003 году севернее шведского острова Готланд), далеко от территориальных вод СССР.

Обломки DC-3. Алекс Нордстрем/Wikimedia Commons
Обломки DC-3. Алекс Нордстрем/Wikimedia Commons

Фактически ВВС СССР ждали прибытия «ворона». В Москве было хорошо известно о тайном военном сотрудничестве, которое нейтральная Швеция установила с США и Великобританией после окончания Второй мировой войны. В обмен на разведданные, предоставленные шведами, НАТО поставляло им современное техническое оборудование для нужд обороны этой северной страны.

Начиная с 1948 года в советском воздушном пространстве стали регулярно появляться самолеты-разведчики ВВС Швеции, оснащенные аэрофотокамерами, что вызывало раздражение и протесты советского руководства. Все это привело к тому, что 12 июня 1952 года DC-3, умело избегавший нарушения советской границы, все равно был атакован МиГ-15, пилотируемым Григорием Осинским.

Подробности «дела Каталины» стали достоянием общественности в Швеции и России лишь спустя 40 лет после этих событий, хотя лидеры двух стран тайно прояснили ситуацию гораздо раньше. Еще в 1956 году Никита Хрущев в конфиденциальной беседе с премьер-министром Швеции Таге Эрландер признал, что шведский самолет был атакован советским МиГом, однако Таге Эрландер решил тогда не делиться этой информацией с гражданами своей страны.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, чтоб однажды, снова найти его в этом море информации. Хорошего вам дня и крепкого здоровья! Комментарии всегда открыты для всех.

При подготовке статьи использовался материал интернет портала rbth.