За Лиственкой кручи белей, чем зима.
Клубится зеленое сено…
Здесь крепость поставил на скате холма
Владимир – наследник Словена.
Володчина гора.
Владимирец находится в 55 километрах от города Острова Псковской области, на самой границе Островского и Порховского районов. Красивая холмистая местность, не зря ее называют "островской Швейцарией". Хорошая грунтовая дорога, петляя по лесу, взобралась на очередной холм, с которого открывается прекрасный вид на белоснежную церковь. Здесь в укромном уголке, среди холмов, лесов и болот, огибаемая речкой Лиственкой запряталась Володчина гора, на склоне которой расположен женский Свято-Введенский монастырь.
Название горы местные придания связывают с именем некоего князя Владимира. По одной из версий речь идет о князя Владимире I Великом – крестителе Руси. Предполагается, что он жил, а возможно и родился здесь, поскольку это была вотчина княгини Ольги, его бабки, куда она сослала его мать, ключницу Малушу.
Но есть и другая версия. Владимирец назван по имени сына славянского князя Вандала, который имел трех сыновей - Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них князь построил по граду и нарек их именами своих отпрысков: Изборск - во имя Избора, Владимирец - во имя Владимира. Какой град был назван в честь Столпосвята, история умалчивает.
Татищев В. Н. ссылаясь на новгородского летописца Иоакима пишет:
… По устроении великого града, умер Славен Князь, и по нем владели сыновья его и внуки много сот лет. Потом был Князь Вандал… Имел же он три сына, а именно: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому сыну построил по единому граду и назвал их именами, и всю землю им разделил, сам пребывал в Великом граде много лет и в старости глубокой умер, а после себя Избору град Великий передал. Потом умерли Избор и Столпосвят, а Владимир принял власть на всей земле.
О Владимире и Столпосвяте говорится и в "Будинском изборнике", только Вандалу они приходились не сыновьями, а правнуками.
Если исходить из первой версии, то поселение на Володчиной горе возникает более 1000 лет назад., если из второй – то более 1500 лет.
К сожалению, археологические исследования городища не дали ответа на вопрос о давности первого поселения. Самая «ранняя» найденная здесь керамика датируется XIII в.
Псковский пригород.
В дошедших до нас письменных источниках Владимирец упоминается с середины XV века, когда на месте "где и древний был" псковичи строят (или восстанавливают) крепость Владимирец, которая наравне с Изборском, Островом, Опочкой, Котельно, Вревом и др. (всего 12 крепостей) считается пригородом Пскова (о пригородах Пскова можно почитать здесь).
В 1-й Псковской летописи говорится:
В лето 6970 (1462 г.) лѣта псковичи заложиша иный городокъ новый на Володцынѣ горѣ, и нарекоша ему имя Володимерець; и церковь поставиша святаго отца Николы и освещаша.
О том, какой была крепость сейчас доподлинно не известно, можно с уверенностью сказать одно – она была деревянная. Сохранились описания городища, сделанные в конце XIX – начале ХХ веков, на основании которых можно представить, как она выглядела. "Гора на всходу вышиною 15 саженей, а обширностью 95 саженей". Вершина горы искусственно подрезана и выровнена так, что образовалась почти прямоугольная площадка размером 110 – 120 на 50 метров, вокруг которой, из снятого с вершины грунта, насыпан вал. (не потому ли нет археологических находок ранее XIII в.?).
На двух противоположных углах городища сохранились округлые выступы для башен: с северо-западной стороны поменьше, а с юго-восточной большой – до 14 метров диаметром. Он и сейчас значительно возвышается над городищем, можно предположить, что всего башен было, все-таки, по числу углов четыре. Как и сама крепость, были они деревянными. У подножия горы имелись дополнительные оборонительные сооружения: ещё один земляной вал и ров шириной до 6 - 8 метров. С западной и южной сторон ров частично засыпан, а вот с восточной виден и сейчас. Среди местных жителей сохранилось предание, что песок для вала носили сюда мешками: "Идут, мол, прихожане в церковь и несут с собой песок".
Во многих источниках XIX века упоминается тайный ход, идущий по южному склону к подножию горы.
В прежние времена тут был со сводами из плиты тайник, из которого брали воду.
Найти его не трудно еще и сейчас: он достаточно широкий – более полутора метров – и заканчивается округлой ямой. А вот каменный свод, стены и ступени разобраны в свое время на строительство церкви Николая Чудотворца. У псковского краеведа начала ХХ века Н.Ф. Окулич – Казарина в его "Материалах для археологической карты Псковской губернии" также есть описание некоего тайника:
Сверху вниз ведет ров, где была будто бы каменная лестница. Старики говорят, что прежде в горе находили свечи и другие предметы, и что там находится тайный погреб. В этих рассказах есть доля правды, ибо в музее "Псковское археологическое общество" хранится часть толстой восковой свечи, найденной в этой горе...
В народе же сохранилось предание о ста ступенях, под первой и последней из которых спрятаны сокровища. Возможно, речь идет об одном и том же тайнике.
У крепостных стен, на западном склоне горы, располагался посад. Он занимал площадку размером 3 га. В Писцовых книгах (1585 – 1587) упоминается верхний посад. На посаде была поставлена церковь Ильи Пророка, упоминание о которой находим в Псковских летописях за 1484 годом, когда "у святого Илии на посаде свеща сама загорелася".
Со временем во Владимирце "на другой стороне посада" строится еще один храм – Рождества Пресвятой Богородицы, и создается монастырь. В последующие века владимирецкие церкви неоднократно разрушались, гибли в пожарах и вновь отстраивались.
Пригород Владимирец имел очень удачное расположение. Как и многие крепости, владимирецкая находилась на реке. Сейчас это маленькая речка Лиственка, но согласно преданиям раньше она была более полноводной, с обрывистыми берегами, защищала Владимирец с юга и запада. Являясь притоком Черехи, она служила водным путем из Владимирца в Псков. С севера у подножия Володчиной горы расположено озеро. Высота городища, укрепления, а также естественные преграды делали крепость труднодоступной для осады и штурма.
По народному преданию до этих мест дошла разведка Батыя, но малопроходимые места и сопротивление Псковских пригородов, одним из которых был Владимирец, заставили татар отказаться от похода на Псков и Новгород.
До моей стороны, до Сигорицких гор
Доскакала разведка Батыя.
И глубокие реки увидел дозор,
Можжевельник да елки густые.
Моховые болота, разливы воды…
Воевать – не в пустыне – непросто.
На тропе то ли пахарь оставил следы,
То ль медведь исполинского роста.
Увидали людей каменистой земли:
Лица, руки – как будто из камня.
И Владимирец – крепость – открылась в дали,
Башни грозные – под облаками
Владимирец стоял на защите юго-западных рубежей Псковской земли. Документальные источники сохранили лишь немногие боевые эпизоды его истории, которые пришлись на Ливонскую войну (1558-1583). В Псковских летописях можно прочитать следующее:
7068 (1560)г. Приходили во Псков воеводы Великого Князя. Князь Иван Мстиславский и Князь Пётр Шуйской, кои отрядили с войском Князя Василя Барбошина к Воллодимерцу и другим псковским пригородам, для защиты; в сие время нечаянно пришед туда с малым войском немецкий воевода, называемый Ламошка, которого взяв в плен, отослали в Москву... После сего князь Дмитрий Овчинник разбил немцев под Володимерцем.
Через четыре года:
…князь Александр из Володимерца воевал Юрьевския области один день до обеда, и повоевал вёрст на 50, а было их с пол 2000.
В 1580 году отряду польского короля Стефана Батория удалось разрушить крепость. Описаний подробностей этого события не сохранилось. Вместе с крепостью была разрушена и Никольская церковь. Существует легенда, что когда войско Батория начало одерживать верх, прихожане закрылись в церкви. Как только нападавшие ворвались в крепость, Никольская церковь ушла под землю…
Об участи церквей Ильи Пророка и Рождества Богородицы, существуют разные версии. Возможно, что эти церкви также были разрушены во время "литовского нахождения". В то же время Писцовые книги говорят о их существовании в XVI-XVII веке (церкви Ильи Пророка в конце XVII в. уже нет).
Оправиться после Ливонской войны крепость Владимирец так и не смогла, разделив участь большинства других пригородов южной части Псковской земли. "Городище, что было городом Владимирец ... ", - говорится о нём в конце XVI века в тех же Писцовых книгах, рисующих картину полного разорения.
О дальнейшей судьбе Владимирца читайте в следующей статье.
В статье использованы стихи островского поэта О. А. Алексеева, родившегося во Владимирце.
__________________________________
Спасибо за внимание!