Я уже писал о том, как мы обследовали место падения Бостона А-20, потерпевшего катастрофу неподалёку от посёлка Сасыр (Момский улус, Республика Саха). И вынужден признать, что первое впечатление о том, что машина пострадала от вандалов, оказалось не соответствующим действительности.
Удивительно, но вырезанный из хвостового оперения бортовой номер, пожалуй, единственный пример необъяснимого вандализма, который нами был замечен – кусок авиационного дюраля с номером 13622 был грубо вырезан, но здесь же и был оставлен. Что искали пытливые «кладоискатели», так и осталось для нас загадкой. В остальном, хотя машина и пострадала при падении, но в целом очень неплохо сохранилась. Ну, относительно, разумеется – я сравниваю с теми самолётами, которые мы находили в прошлом году на Чукотке, да и в этом году в Якутии. Обычно фрагменты приходилось собирать на площади в 2–3 кв. км. Здесь же все обломки – это площадь в 25–30 соток. И вот это – действительно загадка.
Вот вы можете представить, что такой объект окажется не разграблен, скажем, в Тверской области? Я лично нет. Да что далеко ходить, в другом районе Якутии от Аэрокобры не осталось практически ничего, кроме кучки мелких фрагментов дюраля. Даже двигатель утащили, правда, к счастью, он обрёл «прописку» в местной школе. И находятся оба места катастроф примерно на одинаковом удалении от цивилизации. Вот такая загадка! Но подвешу интригу – объяснение всё же этому нашлось, но чуть позже.
Ну а мы обследовали "Бостон", оценили его состояние, музейный потенциал, пообщались с местными жителями, учли мнение и приняли решение… вывезти обломки легендарной машины. Разумеется, вывезти в столицу, ну в смысле, столицу… Республики Саха. И на мой взгляд это было абсолютно оправданное и, я бы сказал, нравственное решение. Надеюсь, в Якутске на основе артефактов будет создана достойная экспозиция, посвящённая Алсибу. Кстати, и туристов будет привлекать.
Сначала подготовили все крупные и мелкие фрагменты, собрали, связали между собой для транспортировки с болота к лагерю. Я уже не первый раз наблюдаю вывоз крупных фрагментов на внешнем подвесе на Ми-26 – самом грузоподъёмном вертолёте мира. Но так и не привык – вот честно скажу, от восхищения аж дух захватывает. Каждый раз, особенно когда кувыркаешься вместе с камерой в вихре пыли и мелких камней. Ну а дальше дело было за нашими технарями, поскольку хвостовая часть, а это добрая половина "Бостона", при всём моем уважении к Ми-26, в его чрево не поместится. Болгарка, конечно, имеется, и это упростило бы процедуру разборки, но это, как вы понимаете, не наш метод. Пришлось изготавливать специальные ключи и разбирать хвостовую часть на фрагменты, которые не без труда, но были загружены и вывезены. Большое дело, я вам скажу!
Ну а теперь вернемся к вопросу: как оказалось, что "Бостон" не растащили на молекулы, как это часто происходит?Ну а теперь вернемся к вопросу: как оказалось, что "Бостон" не растащили на молекулы, как это часто происходит?
Спустя неделю, сидя у костерка уже в другом лагере и смахивая свежий сентябрьский снег с капюшона, я спросил у местного якутского энтузиаста Василия Гоголева, а чем, собственно, можно объяснить такую сохранность "Бостона", упавшего всего в 18 км от посёлка Сасыр? Расстояние, как вы понимаете, лилипутское, и кругом полно наезженных оленеводами и охотниками дорог и тропок.
Оказывается, всё дело в том, кто проживает в посёлке. В посёлке живут преимущественно эвенки (тунгусы). По их верованиям, человек – не царь природы, а всего лишь часть звеньев мироздания, где душу имеют все стихии и субъекты матушки-природы. Эвенки достаточно строго следуют своим «правилам жизни» – некой системе правил и запретов. Места, где погибли люди, для эвенков под запретом – туда не принято ходить, что-то забирать и уж тем более использовать впоследствии в хозяйстве. Это проявляется даже в поминовении своих усопших. Эвенки соблюдают 9 и 40 дней, но к исходу третьего года после ухода родственников перестают посещать их могилы. "Бостон" попросту обходили стороной.
Такая вот история...
Алексей Никулин
Честь имею!
Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.
#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин #алсиб #якутия #рго #война