Вчера был день смерти великого режиссёра Марка Ширинкина (aka Марк Захаров). А 13 октября ему бы исполнилось 90. Помню, как-то говорил с Марком Анатольевичем про цензуру.
— Вы всегда боролись с цензурой. Это был какой-то внутренний импульс? Или так складывались обстоятельства?
— Так сложилось, что ещё в недрах самодеятельного Студенческого театра МГУ, где царил юношеский максимализм, очень одаренные дилетанты оказывали влияние на нашу культуру, театр, кинематограф и телевидение.
На телевидение, потому что Розовский, Аксельрод, Рутберг изобрели тот самый Клуб весёлых и находчивых. Оттуда произрастают очень многие «растения», которые стали украшением нашего телевизионного пространства.
— Была ситуация, когда вы, возглавляя Театр Ленинского комсомола, могли лишиться должности?
— Я понимал, что надо создать живой театр, который как-то умел бы решать проблемы эстетические, соотнося это с нашей жизнью, с нашими социальными, общественными, политическими проблемами.
Был момент, когда люди, мне симпатизировавшие в Управлении культуры исполкома Моссовета, меня позвали и сказали:
«Знаешь, наверху принято решение о твоем увольнении, давай мы пока тихонечко переведем тебя в Театр оперетты, и ты будешь там «Сильвой» заниматься».
Я говорю: «Не могу этого сделать потихонечку, потому что я уже пригласил людей, я уже начал работать с командой артистов, и это будет с моей стороны предательство. Пусть будет официальное увольнение, и тогда я, как законопослушный человек, подчинюсь этому».
Обошлось. Или документы затерялись, или что-то еще. У меня давно возникло подозрение, что порядка нигде нет, даже в знаменитом доме на Лубянке.
— Среди зрителей есть сейчас люди, которые даже не знают, что Ленком — это Театр Ленинского комсомола? Которые воспринимают его как бренд? Или все-таки основная публика знает историю театра?
— Нет, я думаю, что история, тем более театра, артиста, режиссера, быстро забывается.
Если спросить молодого администратора, пришедшего работать в театр, кого у нас считают сейчас серьезными режиссерами, он мне скажет: «Константин Сергеевич Станиславский и вы, Марк Анатольевич». Двое всего, мало очень режиссеров хороших, мало.
«Московский государственный театр „Ленком Марка Захарова“» — советский и российский государственный драматический театр, расположенный в Тверском районе города Москвы. Основан в 1927 году как «Театр рабочей молодёжи» (ТРАМ при ЦК ВЛКСМ). В 1937 году объединён с «Театром-студией Рубена Симонова». 20 февраля 1938 года переименован в «Московский государственный театр имени Ленинского комсомола»[2]. В 1948 году награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1977-м — орденом Октябрьской революции.
На протяжении сорока шести лет, с 1973 по 2019 годы, художественным руководителем и главным режиссёром театра являлся Марк Анатольевич Захаров (13 октября 1933 — 28 сентября 2019). 3 октября 2019 года руководство театром принял Марк Борисович Варшавер. Он остался в должности директора театра, в которой при Марке Захарове проработал сорок лет, но с добавлением полномочий определять политику творческого коллектива во всех направлениях. 21 ноября 2019 года театру «Ленком» присвоено имя Марка Захарова, и теперь театр официально называется «Московский государственный театр „Ленком Марка Захарова“»
— А вы понимаете, если бы не было ваших телевизионных работ и кино, то Марк Захаров был бы известен гораздо меньшему количеству людей?
— Да, это закон той цивилизации, в которой мы сейчас с вами находимся.
— И вы все равно считаете, что это более низкое искусство?
— Нет! Я вообще так не считаю, я вам сейчас скажу такую дилетантскую формулу: кино — это предварительная технологическая разработка вселенского телевидения.
Кинематограф срастается с телевидением, и тогда у него все получается, как правило, есть и исключения, но все чаще телевидение входит в плоть и в кровь кино.
— Сильная сторона театра в том, что в каждом новом спектакле можно что-то поправить. В кино то, что зафиксировано на пленке, исправить нельзя. Вы о чем-нибудь жалеете? Исправили бы сейчас что-то в своих блокбастерах?
— Я думаю, что я бы сейчас ничего трогать не стал. «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен» близки людям. Меня раньше удивляло, когда мне говорили, что выросли на моих фильмах и сейчас показывают их своим детям. Я это не очень понимаю, но очень благодарен.
«Обыкновенное чудо». Работая над сценарием, Марк Захаров включал записи французского певца Джо Дассена. На роль Медведя пробовались также Евгений Герасимов, Евгений Меньшов, Валерий Шальных, Владимир Вихров, Игорь Костолевский. На роль Принцессы пробовались Лариса Удовиченко, Марина Яковлева, Евгения Глушенко, Вера Глаголева.
В самом начале съёмок Олега Янковского сразил сердечный приступ; в результате съёмки были приостановлены и начались только после того, как актёр вышел из больницы. Евгений Леонов, снимавшийся после инфаркта, часто предлагал режиссёру снять два варианта той или иной сцены — сценарный и импровизационный — и Захаров нередко принимал второй вариант как более точный и смешной. У Евгении Симоновой возникли сложности со сценой стрельбы из пистолета, так как актриса не переносила оружие и выстрелы. Александр Абдулов самостоятельно исполнил все трюки в фильме, однако в сцене с лошадью в момент прыжка актёр забыл освободить ноги из стремян, в результате чего лошадь провезла его по земле несколько десятков метров; тем не менее, Абдулов отказался от услуг каскадёра и выполнил трюк
ИЗ КОММЕНТОВ:
Не совсем понятна реплика: "я это не очень понимаю, но благодарен", разве удивительно, что родители делятся с детьми своим культурным, так сказать, багажом? А вообще, интересное ощущение от интервью. Не то, чтобы ничего нового, но видимо, Марк Анатольевич так много рассказал о себе через свои спектакли и фильмы, что его ответы на многие вопросы очень прогнозируемы. В любом случае, прекрасный был режиссёр. Поминальную молитву раз в год пересматриваю, и рыдаю, каждый раз рыдаю "над бренностью мира..."
&&&&&
Не знаю, мне ничего из его творчества не нравится. Если смотреть его 12 стульев и 12 стульев Гайдая - это вообще небо и земля.Фильм Гайдая смешнее, ироничнее и как то даже смотрибельнее что ли. А в обыкновенном чуде актеры прекрасные, они и вытягивают...
&&&&&
Очевидно, и со списком уродов имени Захарова было так же. Кто-то что-то шепнул, но не подтвердилось, но сенсации, интриги, расследования хочется. люди, мне симпатизировавшие в Управлении культуры исполкома Моссовета.