Франция выведет войска из Нигера до конца года, — заявил Макрон.
Влияние Франции в Африке стремительно ослабевает, хорошо или плохо – решать вам. Однако, стоит отметить, что одной из основных причин потери влияния в Африке стала внутренняя политика Франции относительно религии. Религиозные африканцы, смотря на отношение к религии в бывшей метрополии примеряют данную политику на себя, что значительно подкашивает когда-то привлекательный образ Франции. Так что, рассмотрим эту политику повнимательнее.
Соотнесём два факта:
1. В Нигере около 92% населения страны исповедует Ислам.
2. Во Франции ввели запрет на ношение религиозной одежды в школах.
Такова причудливая политика секуляризма во Франции, которая едва соотносится не только со статусом бывшей колониальной империи, но и с идеями свободы, которые Франция постулирует.
Секуляризм – это принцип, согласно которому государство и религия должны существовать отдельно друг от друга.
Принцип laïcité
На сегодняшний день мало кто будет спорить, что церковь должна быть отдельно, а государственный аппарат отдельно. У нас это, например, в 14 ст. конституции прописано. Но вот только в разных странах обеспечивают «светскость» своими уникальными методами.
В 1 ст. конституции Франции прописан такой термин как laïcité (секуляризм). Он чтится как один из краеугольных камней, лежащих в основании гражданской свободы и его можно отнести к т.н. «напористому секуляризму». Государство не вмешивается в религию, а религия в государство. Провозглашается свобода вероисповедания, но лишь в контексте частной жизни. Данный принцип, можно сказать, направлен на защиту людей от религии и вымещении её из публичного пространства.
В общественной жизни человек не должен проявлять свою религиозную принадлежность, он должен быть «обычным гражданином». Но, у себя дома, в церкви и т.д. он может быть самым ревностным христианином/мусульманином/буддистом. То есть: никаких хиджабов в школах, крестики необходимо носить так, чтобы его не было видно из-под одежды и пр. Да даже политические лидеры, которые могут взывать к религиозным чувствам или открыто демонстрировать свою религиозную принадлежность, поднимаются на смех.
Эта концепция имеет своё историческое обоснование. Долгое время католическая власть во Франции находилась в симбиозе с католической церковью. Из-за чего антимонархические настроения времён Французской революции стали неразрывно связаны с антиклирекализмом. И если для своего времени эта концепция была новаторской и спасительной, то в контексте сегодняшнего дня она вызывает много вопросов.
Антиисламизм
Несмотря на свой изначальный антихристианский настрой, сегодня подобную политику обвиняют в анти-исламизме (позвольте, ислам – это вторая по популярности религия в стране). Дело в основном в том, что многие религиозные традиции этой религии, в отличие от христианских предписаний, требуют, например, ношения религиозной одежды. А это уже идет в разрез с laïcité.
❗️Критики говорят о том, что подобная политика являлось как прямой, так и косвенной причиной вспышек насилия, основанной на религиозной почве. Сюда и нападения исламистов, массовые беспорядки 23 года и т.д.
Государство не должно иметь право запрещать гражданам вести себя тем или иным образом (если это поведение не сопровождается насилием), надевать ту или иную одежду, высказывать те или иные взгляды, регулировать общественную жизнь. Политика, основанная на подобных ограничениях, как мы видим в т.ч. на примере Франции приводит исключительно к распространению насилия и дискредитации государства как в глазах собственных граждан, так и в глазах граждан других государств.
Спасибо за прочтение. За большим, подписывайтесь https://t.me/IdleSH