Найти тему
Дестрой

Как выглядел изнутри вагон командного пункта "ядерного поезда" БЖРК

Сегодня мы опять продолжаем нашу серию статей о бывшем штабе 52-й ракетной Тарнопольско-Берлинской орденов Богдана Хмельницкого и Красной звезды дивизии РВСН, в которой до 2002 г. базировались знаменитые Боевые Железнодорожные Ракетные Комплексы БЖРК "Молодец". Теперь здесь в бывшем ЗАТО "Пермь-76", теперь именуемом "Звёздный", находится единственный в России музей РВСН, расположенный в бункере бывшего Командного Пункта дивизии.

И эту статью мы хотели бы посвятить экспозиции из нескольких помещений вагона Командного Пункта БЖРК, организованную сотрудниками Центра Ветеранов РВСН Пермского края в бывших рабочих помещениях бункера.

-2

О истории самой дивизии и её ракетных полков мы уже рассказывали в одной из наших прошлых статей, так что повторяться не будем, а лишь напомним, что в её составе с апреля 1989 г. по апрель 1991 г. было развёрнуто четыре ракетных полка боевых железнодорожных комплексов "Молодец" (161-й, 174-й, 223-й и 721-й ракетные полки), на вооружении каждого из которых было по три пусковых установки с межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23УТТХ.

Но по договору СНВ-1 от 1991 г., подписанному между СССР и США, БЖРК стали нести боевое дежурство не покидая своих мест базирования и им было запрещено выходить на боевые маршруты по железным дорогам общего пользования, что по сути поставило крест на дальнейшей эксплуатации данных ракетных поездов.

В 2000 г. 52-я ракетная дивизия была признана лучшей среди дивизий БЖРК и награждена переходящим вымпелом Главного Командования РВСН.

Тем не менее по договорам ОСВ в 2002 г. все полки дивизии были сняты с боевого дежурства, а дивизия расформирована.

-3

В музее, организованном в бункере бывшего КП дивизии, есть довольно подробный макет состава БЖРК, который маскировался под рефрижераторный поезд.

-4

Кстати так этот поезд выглядел при жизни.

-5

Есть здесь и модель поменьше, сделанная детьми.

-6

Но прежде чем мы перейдём к осмотру помещений командного вагона, заглянем в помещение с экспозицией, посвящённой локомотиву БЖРК.

Для железнодорожных составов БЖРК существовала своя специальная модификация тепловоза М62 с заводским индексом ДМ62, которые производились с 1982 г. на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе в Луганске и до 1994 г. таких локомотивов было построено 154.

Зачем нужно было столько локомотивов, если на вооружении РВСН было всего 12 БЖРК? Всё просто. Срок эксплуатации этих локомотивов в ракетных войсках составлял всего 3 года, а в каждом составе их было от двух до четырёх штук, что позволяло перемещаться поезду на 1500 км за сутки и при необходимости разделяться на три независимых дивизиона, разъезжаясь по разным частям на участке следования.

Специальные тепловозы отличались от обычных М62 как внешне - квадратными блочными буферными фонарями, регулируемым путеочистителем и бесчелюстными тележками, так и своими системами, например присущей электровозам системой многих единиц, позволявшей размещать локомотивы в разных частях состава и управлять ими с одной головной кабины

Кроме того, в каждом таком локомотиве была установлена система фильтро-вентиляции от радиоактивной пыли и других отравляющих веществ, к которой подключались противогазы. Все системы тепловоза также были усилены.

После того, как локомотив вырабатывал свой ресурс в ракетных войсках, он передавался на железные дороги общего пользования Министерства Путей Сообщения, где после замены в тепловозах тормозной системы и дизель-генераторов использовались в пассажирских перевозках.

-7

Так локомотив ДМ62 выглядел при жизни.

-8
-9

Тамбур был оснащён светомаскировочными шторками.

-10

Внутри экспозиции смонтированы оригинальные щиты и системы тепловоза.

К слову, к управлению локомотивом допускался только офицерский состав и прапорщики, получившие права для управления тепловозом, которые периодически направлялись для отработки действий на работу в гражданских поездах, следовавших по тем же маршрутам, по которым следовал ракетный поезд.

-11

Оригинальная кабина тепловоза выглядела так.

-12
-13

Ну а теперь перейдём к самому интересному.

-14

А именно к экспозиции помещений командного вагона.

-15

Под размещение которых переоборудовали несколько помещений КП на втором этаже.

-16
-17

Есть здесь и купе для отдыха личного состава, ничем не отличающееся от обычного.

-18
-19

Пройдём дальше.

-20

На стене висит вымпел, когда-то врученный лучшему командному пункту БЖРК дивизии.

-21

А дальше пара помещений главных боевых постов.

-22
-23

С различной аппаратурой, в которой мы к сожалению ничего не понимаем.

-24

Поэтому даже гадать не станем что именно за оборудование находится в этом помещении.

-25
-26
-27

А это рабочее место коменданта поезда.

-28

Кстати обратите внимание на кресла, которые установлены у боевых постов.

-29

Каждое из них оснащалось такими ремнями безопасности.

-30

Теперь перейдём к осмотру святая-святых командного вагона.

-31

Где находилась та самая "красная кнопка", которых на самом деле две.

-32

Так выглядят самые главные щиты управления пуском межконтинентальной баллистической ракеты.

-33

Пультов два, чтобы один человек не смог запустить ракету самостоятельно.

-34

Причём запсук осуществлялся одновременным поворотом специальных стартовых ключей, которые включали схему запуска и только после этого одновременным нажатием кнопок пуска.

-35

Так выглядели эти ключи.

От получения команды из ЦКП РВСН до пуска ракеты каждому полку отводилось три минуты.

-36

Кстати, заметили между помещений такое окошко со шторкой.

-37

Эту самую шторку мы увидели и на прижизненных фотографиях командного пункта 174-го ракетного полка.

-38
-39

А ещё здесь есть помещение с комнатой отдыха, где личный состав мог попить чайку и посмотреть телевизор.

-40

Вот такая классная экспозиция собрана здесь сотрудниками центра ветеранов РВСН.

А в следующих статьях мы расскажем о экспозициях, посвящённых обслуживанию ракет и ядерных боеголовок.

-41

Ну а на этом всё.

-42

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.