Найти в Дзене

Дети Замолксиса. Под чужой властью. Часть 3.3

(История гето-дакийских племен в VII в. до н.э. - III в. н.э.)

Агафирсы являются парадоксом истории и большой проблемой для археологов. Их невозможно связать ни с одной группой памятников, которые нам известны. Все они недостаточно круты для агафирсов. Лесостепные геты (с памятниками которых их отождествлял Б.А. Рыбаков) – скромные статисты истории (звездный час гетов еще впереди). Трансильванские «скифы» культуры Чиумбруд покинули свои земли еще в конце VI в. до н.э. (и не очень понятно куда они ушли – скорее всего на запад). Памятники Бырсешть-Фериджиле, в которых видел агафирсов В.П. Яйленко, подошли бы больше (в сочетании с лесостепной Гетикой), но есть проблема. Во 2й части мы видели, что эта культура фактически прекратила свое существование одновременно с Чиумбруд (быть может «скифы» Трансильвании увели их с собой?), а те люди, что хоронили своих покойников на могильнике Фериджиле в первой половине V в. до н.э. были их правнуками, вернувшимися из Добруджи, скорее всего убегая от персов. Кем бы ни были фериджилейцы VIII-VI вв. до н.э., их наследники, принесшие на родину предков традиции добруджанской Равны (если кто-то забыл, об этом тоже было во 2й части), едва ли были более многочисленными, чем геты, укрывавшиеся в молдавских лесах от скифов в те же годы.
Агафирсы остаются невидимками для археологов. Но, это объективная историческая реальность, с которой необходимо считаться. Они были достаточно могущественными, чтобы противостоять скифам: в 513 г. до н.э. они отказались вступить в антиперсидскую коалицию и выставили войско, чтобы остановить попытку скифов насильно втянуть их в войну, а позднее жертвой царя агафирсов Спаргапифа стал скифский царь Ариапиф (Ю.Г. Виноградов датировал это событие ок. 475-460 гг.). Они идеально подходят на роль той силы, за именем которой скрывались лесные геты.
То, что геты подчинялись агафирсам, помогает нам разобраться также с одной этнографической загадкой. Напомню, что предание, которое сохранил для нас Геродот, называет Агафирса братом Скифа, но при этом обычаи агафирсов не отличаются от фракийских. Если предположить, что господствующая группировка агафирсов принадлежала к кочевому миру и жила далеко от греческих информаторов Геродота, а их подданные – геты – напротив, жили относительно рядом и поддерживали с греческими колониями экономические связи. Осталось только откопать культуру этих «царских» агафирсов…
Мир и процветание в Северном Причерноморье продолжались относительно недолго. Около 450 г. до н.э. (это датировка Виноградова, у меня получилась близкая дата – около 447-445 гг.) в Скифии произошел переворот. Ариапифу наследовал его сын Скил. Грек по матери, воспитанный в любви к эллинской культуре, он продолжал политику отца на укрепление связей с полисами на Черном море, а через них – с Элладой. Если верить Геродоту, скифы узнали, что их царь тайно жил «по-эллински», когда отдыхал в своей резиденции в Ольвии, и справлял религиозные обряды в честь бога Диониса. Какой-то ольвийский гражданин стуканул, и понеслось. Против царя восстали. Движение восставил брат, а по совместительству сын одрисской царевны – Октамасад. Скил бежал во Фракию, а Октамасад отправился за ним в погоню со всей ордой. На дунайской границе последовали переговоры с великим одрисским царем (и дядей нового царя скифов) Ситалком. Скила выдали обратно, обменяв на такого же одрисского «диссидента» (брат Ситалка бежал от него в Скифию). Скила казнили на месте. Спустя две с половиной тысячи лет спустя его кольцо нашел при вспашке поля какой-то крестьянин.
Возникает вопрос – к чему нам вспоминать отрубленную голову скифского филэллина? Ответ нам дал часто упоминаемый археолог из Молдовы А.Н. Левинский. Он отметил, что погоня всей орды «царских скифов» за Скилом едва ли обошлась без погромов. К этому времени (середина V в. до н.э.) относится единовременное исчезновение сельских поселений в округе греческих городов. Досталось и гетам – на левом берегу Дуная прекратило существование гетское поселение Ново-Некрасовка II. Суровый традиционалист, совсем не похожий ни на брата, ни на фракийских родственников (разве что, на своего воинственного деда Тереса), Октамасад стал выстраивать отношения с эллинами иначе. Скифы не позволили восстановить сельскохозяйственную хору полисов. Теперь они должны были играть роль пунктов, обеспечивающих транзитную торговлю. Лесостепные геты оказались в изоляции, продолжавшейся следующие полвека.

Есть мнение, что эта знаменитая композиция отражает сцену противостояния сыновей Ариапифа - эллинизированного Скила (в греческом шлеме и на коне), Октамасада и их брата (единственного чистокровного скифа, кстати) Орика или Ариха
Есть мнение, что эта знаменитая композиция отражает сцену противостояния сыновей Ариапифа - эллинизированного Скила (в греческом шлеме и на коне), Октамасада и их брата (единственного чистокровного скифа, кстати) Орика или Ариха