Я помню хорошо, как в советские времена Софью Перовскую, а речь о ней, чтили как героя-революционера. Ее именем называли школы и комсомольские дружины, ей ставили памятники и упоминали в учебниках. Сегодня в России взгляды на террор изменились кардинально. Революции делают сытые, которые, вроде как на досуге под хруст французской булки разрабатывают сценарии свержения власти, организуют бедных, подстрекают их к действиям, выводят на улицы и подставляют под пули.
Софья Перовская
Сами же чаще всего остаются в тени до тех пор, пока не приходит время делить освобожденный чужими усилиями трон и прилагающуюся к нему кормушку. А те, кто проливал кровь на улицах и делал всю грязную работу, чаще всего остаются ни с чем.
Им достается только уверенность, что они что-то решают. У взращенной в сытости и благополучии Софии в руках была не бомба, а всего лишь платок, взмахом которого она отослала на смерть других людей, но представляла то она в руках её, А вот если была все-таки, бомба, бросила бы её она, не задумываясь, я не уверен, что да.
Это же все из стратегии современной демократической Америки, которая находит и науськивает личности и группы людей на проведение различных терактов для создания напряженности, убийств, свержения неугодных лидеров и режимов по всему миру. Что произошло на Украине, когда помощник госсекретаря США Нуланд с когортой единомышленников, подкармливая пряничками и науськивая экстремистов, смогли провести оранжевую революцию, а мы сегодня пожинаем и еще долго будем это делать плоды их труда.
По сигналу экстремистки Перовской убили императора Александра II «Освободителя». Она лишь взмахнула белым платком, а её подельник метнул бомбу прямо под царя, взрыв от которой практически оторвал ему ноги. Более чем через 100 лет голову отпилили уже ей, конечно не живой, а бронзовой. На единственном металлическом памятнике ей, установленном в Калуге в 1986 году с соизволения ещё одного правителя-реформатора Михаила Горбачёва.
Цареубийцу, первую и единственную в XIX веке женщину, казнённую «по политическому делу», Софью Перовскую, повесили на плацу Семёновского гвардейского полка. С тех пор с головой её и не везло. Первый ей памятник в Петрограде, у Московского вокзала снесли, потому что посчитали её голову не совсем героической.
Жена, тогдашнего хозяина Петрограда Григория Зиновьева, журналистка на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят, таким образом произведение искусства было «казнено» не по политическим и не по идеологическим, а по сугубо художественным мотивам.
В 1986 году памятник Перовской открыли в Калуге, наверное, коммунисты Калуги, даже уже сами, находясь на последнем издыхании, всё пытались искоренить память об императоре и прославить революционерку Перовскую.
Но когда в тяжёлые постперестроечные времена начали воровать и сдавать металл на переплавку, не щадя ни память, ни памятники, то отпилили и голову памятнику Перовской. Однако по инициативе все тех же вечно живущих коммунистов «атрибут» отлили заново и приварили на место.
Но с головой Софьи Перовской связаны и самые страшные легенды. В Санкт-Петербурге в марте, на мостике канала им. Грибоедова, совсем рядом, с местом убийства императора, откуда Перовская подала сигнал, ежегодно появлялась молодая женщина в чёрном, с посиневшим от удушья лицом, с багровым следом на шее от верёвки, а в руке тот самый белый платок.
То же самое, только осенью, можно было якобы увидеть и в Калуге у памятника Перовской, где появлялся призрак плачущей и словно живой женщины. От него веяло ледяным холодом, и люди считали, что это проклятая душа цареубийцы не может обрести покой у своего единственного медного памятника на русской земле.
Местные калужские студенты и вообще местная молодёжь называют памятник Перовской даже нежно «Софушка». И облюбовали его как всем известное место для встреч и свиданий, а также для импровизированных сабантуев и пирушек после зачётов и экзаменов. И призрак террористки, если позже и появляется у своего изваяния, то может видеть там пустые бутылки, объедки и остатки мусора.
Но если коммунисты любили свою, «Софушку», то идеологическая последовательница Перовской, нашего времени, ярая феминистка Валерия Наводворская, очень не любила коммуняк, призывая ломать, крушить и бить на части, считая, что это жизнь и это счастье.
Валерия Наводворская
Дети в обеспеченных семьях чаще всего растут окруженные родительским вниманием, у некоторых, еще и воспитателями, не смеющими окрикнуть или отшлепать непослушное любимое всеми чадо, а изобилие с детства приводит к тому, что такие барчуки вырастают капризными и чаще всего сами не знают, чего хотят. Видимо, таким ребенком росла и Соня, Софья Перовская, в прошлом тысячелетии, маниакальная особа, в наши дни, ушедшая в иной мир Валерия Ильинична Новодворская.
Бунтуя против отца, любящего её, но всячески тиранящего мать, Софья в 16 лет поступила на женские курсы, которые должны были пополнить пробелы среднего образования женщин. Девушек с этих курсов не зря называли «эмансипе».
Их целью было не удачно выйти замуж, а работать наравне с мужчинами, принося пользу обществу. И выглядеть, как мужики, демонстративно неряшливые и для пущей «равноправности» грубые, со стрижеными волосами, с сигаретами в руках, обильно не брезгующие спиртным, и довольно свободные и доступные в отношениях с мужчинами.
Соня жила в полном уединении, в обществе кавалеров и барышень не вращалась, на костюмы свои и наружность не обращала никакого внимания, лишь бы быть одетой чисто и удобно для верховой езды, которая составляла любимое её удовольствие. Она усердно занималась сама по учебникам и проходила одна элементарный курс учебных заведений
Проучившись на курсах, Софья вскоре сама создала народнический кружок, в задачи которого входило не только политическое просвещение простого народа, но и организация террора. Народовольцы планировали вроде бы благое дело, демократические изменения в государстве. Вот только собирались привести их в действие террористическим путем.
Софья сама «ходила в народ», агитировала, доказывала необходимость проведения реформ. Идеи феминизма были для Перовской одним из стержней её мировоззрения, но не провоцировали распущенность. Она не отвергала брака, как ни странно, верила в любовь, но подходила к ней совершенно, феминистски, прагматично.
Мужчины в её жизни были, но, как сейчас говорят, специфические, потому что и жизнь у неё была такая же, выбор диктовали, увы, мечты о революции и кровавый террор. В среде революционеров она всегда носила простое чёрное платье с накрахмаленным белым воротничком, жадно внимала разговорам об угнетении и жаркую пылкость проявляла лишь в дискуссиях о служении народу, к которому себя и готовила.
Жизнь, как говорится, берёт своё и в этом тоже есть своя справедливость. И историческая, и чисто человеческая. Кроме отца, который её любил и спасал, в жизни Софьи Перовской тоже были трое мужчин, которые могли бы её осчастливить. В романтическом и, если хотите, житейском смысле. Но не осчастливили. Потому что она сама была строга в выборе и в отношениях с мужчинами.
Валерия Новодворская была тоже одинокой женщиной и говорила, что муж ей не нужен. Московская девственница создана для борьбы, для свержения ненавистной власти. В это дело никакой мужчина и семейный быт вписаться не могут.
"Софушка" в молодости
Та и другая женщины были одержимы революцией и террором для достижения цели, а в чем выражалась сама цель и для кого, она предназначалась, они четко не понимали. Они словно обезьяна с гранатой готовы были броситься в любой бой и положить уйму народа лишь бы участвовать в борьбе, а в какой и для чего они четко сформулировать не могли. Одна боролась с разницей в несколько столетий от другой, а цели и метод борьбы был почти идентичен.
Когда прошел переворот на Украине, Новодворская была просто счастлива, наконец-то где-то настоящая революция. Многие посмеивались над прической Валерии Ильиничны и стали бы смеяться больше, если бы знали, как делает ее вечная оппозиционерка.
Наводворская-борец с коммуняками
Стригла и красила голову публичному политику мама, надевая на голову Валерии таз, обрезала то, что из-под него торчит. В грузном теле взрослой женщины, которую обидно называли «чокнутой теткой», прятался ребенок, обиженный, желающий мести.
Но вот беда, а что толку-то от всей этой революционной преданности и твёрдого неподкупного служения кровавому террору, который в их жизни разрушил всё, и любовь, и саму жизнь. Остался, может, только нравственный ориентир, подражать которому мало кто сегодня хочет.
Первый президент СССР Горбачёв, известный перевёртыш и отступник от революции, что-то, видимо, чувствовал, может совесть испытал к революционерке и воздвиг памятник Перовской в Калуге, на улице её имени.
Теперь памятник стоит, а улице вернули прежнее название Воскресенская. Но рядом и осталась память, тупик имени Перовской. Да и террор, живёт, когда молодые, почти вчерашние школьники под воздействием украинской пропаганды устраивают поджоги и диверсии на железнодорожных станциях, не задумываясь о последствиях. А они неминуемы, и только, уже когда их задерживают, начинают думать, а для чего они все это натворили, испортив себе жизнь.
Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.