«Когда вы знакомились с Дональдом Золаном, у вас возникало ощущение встречи со старым другом, которого вы просто давно не видели, - так описывал экс-президент компании Pemberton & Oakes Джон Хугунин-старший впечатление от общения с художником, которого любили и любят во многих странах мира за его светлые и чистые картины, изображающие детей. - Он был одним из самых талантливых и популярных детских художников Америки. Любовь и радость, которые есть на его картинах, являются искренним выражением его самого».
Дональд Джеймс Золан родился 11 августа 1937 года в небольшой деревне Брукфилд, расположенной в пригороде Чикаго. Можно сказать, что он появился на свет с кистью в руках, потому что четыре поколения его семьи имели отношение к творчеству. Его предки из Германии и Чехии занимались живописью и скульптурой, были гравёрами и резчиками по дереву. Неудивительно, что сам Дональд начал рисовать очень рано, в три года. Родители, понимая, что гены взяли своё, всячески поддерживали в сыне это стремление. В четырёхлетнем возрасте маленькому вундеркинду дали в руки кисть и акварельные краски, и тогда он нарисовал свой первый рисунок, скопировав его с обложки комиксов.
«Однажды прекрасным осенним днём я сидел на большом камне позади нашего дома в Брукфилде. Мне было четыре года, и я, как многие дети, думал о том, кем стану, когда вырасту. И вот, сидя там, я услышал тихий и красивый внутренний голос. Он ясно сказал мне, что я буду художником, очень известным художником, - вспоминал Дональд Золан. - В том раннем возрасте для меня было очень естественно творить, и этот внутренний голос дал мне направление, по которому я последовал».
Когда Дональду исполнилось восемь лет, он сделал свою первую «студию» на чердаке дома, в котором жила его бабушка. Летом там было очень жарко, а зимой промозгло, но мальчика это не смущало. Поскольку у него тогда не было настоящего мольберта, он крепил холсты прямо к стене и так рисовал. В холодное время года он, чтобы не мёрзнуть, надевал перчатки, две пары чулок и галоши. Потом мать и отец Дональда, посовещавшись, отдали сыну под мастерскую столовую в их доме. Для этого им пришлось продать всю стоявшую там мебель. Позже, уже будучи известным художником, Дональд Золан много раз с волнением и признательностью вспоминал то проявление родительской любви. Они действительно поддерживали своего сына во всём.
Тринадцатилетним подростком Дональд выиграл конкурс юных художников и получил возможность бесплатно обучаться живописи в одном из местных вузов. А в шестнадцать победа в новом творческом состязании принесла ему стипендию Американской академии изящных искусств в Чикаго. Его творческий путь был сложен и извилист. Он довольно долго проработал иллюстратором. Международную известность приобрёл благодаря портретам известных людей. Но потом сосредоточился на изображении детей.
«Если бы со мной случилось что-то такое, из-за чего я не смог бы рисовать, я бы больше не смог жить», - утверждал он и признавался, что живопись – это его первая и самая светлая любовь.
Он обожал ванильное мороженое, а из всех блюд отдавал предпочтение простой жареной свинине с клёцками и квашеной капустой. Пока позволяло здоровье, Дональд Золан каждый день начинал с медитации, а потом мог рисовать до ночи.
«Большинство моих идей основаны на воспоминаниях о детстве в типичном городе на Среднем Западе, - сказал Дональд Золан в одном из интервью. - Это было счастливое и чудесное время, и в каждую свою картину я всегда включаю какой-то аспект собственного опыта. В 1970-х годах я наблюдал, как мой маленький сын играл на поле одуванчиков. После этого и появилась работа «Эрик и одуванчик», положившая начало моей карьере в индустрии коллекционирования. Запечатление чуда и невинности раннего детства - это всегда бесконечный источник вдохновения и огромной радости… Размышляя о своём детстве, я возродил ностальгическое чувство сельской жизни, какой я её видел. Мои картины изображают богатое наследие Америки, сильные семейные ценности и время, когда жизнь казалась такой простой».
Художник был воплощением позитива и хорошего настроения, которые он передавал в любом из своих сюжетов. В самом деле – разве смог бы мрачный мизантроп так светло, чисто и ярко показать в работах маленьких ребятишек? И пусть недоброжелатели, которые у него были, как у любого талантливого человека, утверждали, что его картины «слишком сладкие» и «бесконфликтные», искренняя любовь публики к ним говорила сама за себя.
«Если я иду по улице или нахожусь за рулём, а потом замечаю играющего ребенка, эта сцена остаётся в моей памяти. Увиденное старое бейсбольное поле способно возвратить меня в прошлое. Часто в поисках вдохновения я просто размышляю о своём счастливом детстве. И как только изображение появляется у меня в голове, я начинаю работать над его наброском, а затем пишу картину маслом», - так рассказывал художник о процессе создания своих работ.
Компания Pemberton & Oakes, выпускающая предметы с изображениями произведений искусства, была очень довольна сотрудничеством с Дональдом Золаном. Его работы помещались на многочисленные предметы коллекционирования, выпускавшиеся ограниченным тиражом, а также на поздравительные открытки, украшения, календари.
Кстати, декоративные тарелки с репродукциями его картин до сих пор успешно продаются, причём не только за рубежом, но и в России. Ведь маленькие модели, изображённые художником, способны покорить сердца в любой стране мира по той простой причине, что это - дети.
Разумеется, в первую очередь его доброе творчество пленяет женщин. Ни одна мать не останется равнодушной, глядя на милых малышей, которые только-только познают этот мир, играют с домашними питомцами, собирают цветы, шалят, открывают подарки, ждут рождественских чудес, плещутся в цинковой ванночке. Такие яркие моменты есть в детстве любого человека, в какой бы семье он ни родился. Этот краткий миг абсолютной гармонии с миром и счастливой безмятежности перед неминуемым взрослением и столкновением с реальностью навсегда врезается в память и служит отдушиной в самые тяжёлые периоды жизни.
«На одном из выступлений посетительница поделилась со мной историей трагической гибели своей совсем маленькой дочери, - рассказывал Дональд Золан. - Когда она увидела мои картины с ангелами, они дали ей утешение, внутренний покой и волю к победе над бедой. На другой выставке выстроилась длинная очередь коллекционеров, ожидающих автографов. Женщина подошла к началу очереди с единственной табличкой, которую я должен был подписать. Мы разговорились, и она рассказала мне, насколько трудной была её жизнь, и что моё искусство наполнило её радостью и надеждой. Она собирала и сдавала консервные банки и бутылки, чтобы купить билет на автобус, приехать и встретиться со мной. Пять лет спустя мы снова увиделись, и она рассказала, что её жизнь изменилась. Эта женщина поведала, что до сих пор держит подписанную табличку на своём рабочем столе, и та напоминает ей о том, где она была прежде и где оказалась сейчас. Я бываю очень польщён, когда слышу такие истории. Когда я творю, то осознаю свою ответственность перед обществом за создание работ, которые могут глубоко повлиять на повседневную жизнь человека, но, что наиболее важно, на жизнь ребёнка».
Золан говорил, что не уставал открывать в себе невинного и любопытного ребенка. И он никогда не переставал радоваться жизни. Знакомство с новым человеком он начинал со слов: «Привет, я Дональд Золан, скромный художник из Иллинойса». Знающие его люди говорили, что в общении он отличался удивительной простотой и доброжелательностью, и невозможно было припомнить ни единого случая, чтобы он о ком-то отозвался завистливо или грубо. У него была только одна мечта: чтобы то, что он делал, приносило радость людям и надолго пережило бы его самого.
#Золан #художник #дети #детство #картины #добро #искусство