Не в первый раз обращаюсь к теме обучения в нынешней школе. Похоже, и не в последний, поскольку старший внук пошёл во второй класс, а ещё и младший подрастает.
На днях оказался у дочери, когда она с внуком разбиралась с домашним заданием по математике (арифметике). Разбирались с темой вычитания двузначных чисел в столбик. Не самая сложная тема, как мне казалось раньше. Зависит от того, как материал преподнесён в учебнике. Я-то учился по старым учебникам, а внук учится по современным.
Меня поразили не только изложение правила в рамочке, но и примеры, предлагаемые автором учебника, г-жой Петерсон. Я сравнил прочитанное с тем, что запомнил из курса арифметики, который мы осваивали с одноклассниками в далёких 1955-56 годах.
Тогда, помнится, существовали такие понятия, как разряды чисел: единицы, десятки, сотни и т.д. И нам чётко объясняли, как мы должны действовать в случае, если в соответствующем разряде уменьшаемого число было меньше числа в соответствующем разряде вычитаемого. Тогда наше внимание не акцентировали на вычитании из круглых чисел, оканчивающихся на 0, а учили по общему для всех чисел правилу. И не отвлекали, не морочили головы картинками звёздочек и некоего чудика в учебнике. Главная задача тех учебников была, на мой взгляд, - максимальная простота изложения нового материала, и доходчивость его понимания школьниками.
И уж, точно, не спрашивали авторы прежних советских учебников у школьников, что те «замечают» при решении примеров. У каждого школьника своя фантазия, зачастую отличная от авторской, а на уроке от учительской, можно нафантазировать, что угодно. Может, кто-то при решении примеров ворон за окном приметил.
И не помню, чтобы авторы прежних учебников на каждом шагу «тыкали» ученикам, читателям тех учебников.
И уж точно не помню, чтобы у кого-то из моих одноклассников родители участвовали в приготовлении домашних заданий своих детей. Родители работали. Им некогда было.
А в школе учили так, чтобы ученики понимали, что от них требует учитель. По тем учебникам это нетрудно было сделать.
Поэтому-то тогда в нашей стране и во всём мире были известны имена таких советских математиков, как Келдыш, Колмогоров, Канторович… И дореволюционных - Лобачевского, Чебышева…
В нынешнем государстве вот уже четвёртый десяток лет не слышно громких имён отечественных учёных. В том числе, математиков.
Как в педагогике в ту пору гремели имена Ушинского, Макаренко, Сухомлинского и других.
А здесь наших детей учат по учебникам неведомого светила математической и педагогической науки, некоей мадам Петерсон. Поневоле вспомнишь возмущение Остапа Бендера из «Золотого телёнка»: «Кто такой Студебеккер? Папа ваш Студебеккер?… Это ваш родственник Студебеккер?». Сегодня, подозреваю, он бы спросил: «Кто такая Петерсон?».
Сознаюсь, меня не просто раздражают, а доводят до белого каления эти эксперименты над нашими детьми. Соросята издевались над поколением моей дочери и моего зятя. Теперь иные «светила» своей корысти ради – зарабатывая на издании и переиздании своих опусов – издеваются над поколением моих внуков и их родителей, вынужденных делать то, что во время моего поколения делали школьные учителя. Тогда слово «репетитор» мы знали только от тех своих соучеников, кого родители заставляли заниматься музыкой.
К слову, не знали мы и таких понятий, как платное и бюджетное обучение. Многого мы в ту пору не знали…
И ещё. Учебник истории в школе, вроде бы, будет единым. А остальные?
Вчера от родителей на детской площадке узнал, что в школе, начальной школе, оказывается, существует три программы обучения. А когда попытался с помощью инета узнать, что это за программы, то узнал, что существуют две системы обучения с разными программами. В одной из которых – традиционной (?!) - их наплодили не три, аж 8!
К традиционной относятся программы: «Школа России», «Гармония», «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Перспектива», «Планета знаний».
А есть ещё, оказывается, и развивающие системы с соответствующими программами.
Кто-то сошлётся на успехи наших школьников на различных научных и игровых олимпиадах. Но на многомиллионную страну десяток-другой талантливых или даже гениальных детей всегда сыскаться должен. Вон, и Ломоносов был в безграмотной России. Да и сами победители подобных олимпиад в своих интервью отмечают, что уже стало традицией победа на таких олимпиадах их китайских ровесников.
Поэтому-то и не слышно сегодня имён крупных российских учёных и их открытий. Да и откуда им взяться, если в школе творится такая неразбериха и отсебятина от разных персон.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.