Найти тему

Забыть или вспомнить?

Ряд экзистенциальных психотерапевтов и не только экзистенциальных обвиняли Виктора Франкла в том, что он списал личность человека со счетов, предложил "забвение личности" ради мира.

Рисунок сгенерирован ИИ Шедеврум
Рисунок сгенерирован ИИ Шедеврум

Так ли это?

Да, конечно, в трудах и выступлениях Франкла есть слова про забвение себя: 

-2

«Самореализация возможна только по мере того, как я теряю себя, забываю себя и больше не вижу себя. Я должен знать, ради чего мне реализоваться. Иначе говоря, я должен полностью посвятить себя чему-то или кому-то. Если забыть об этом, человек будет видеть только самого себя, а это не есть мотивация к самореализации. Тогда она превращается в самоцель.
То же самое происходит с поисками удовольствия или счастья. Если у меня нет причины для счастья, я не смогу быть счастливым. Чем больше я ищу счастье, тем больше отдаляю его. Для того, чтобы понять это, достаточно преодолеть распространенное предубеждение, согласно которому человек в глубине души стремится только быть счастливым. На самом деле, человек хочет иметь причину для счастья. Когда она возникает, тогда и появляется ощущение счастья…
То же самое происходит с самореализацией: кто считает её своей конечной целью, не понимает, что человек, в конце концов, реализуется только по мере того, как находит смысл в мире вокруг себя…"

Но имеют они совсем не тот смысл, что себя нужно перестать слышать. Здесь идёт речь о здоровом забвении, которое необходимо, что увидеть мир вокруг, а не только себя и свои переживания.  

Лично я, придя в логотерапию, не ощутила, что забываю себя. А, наоборот, ощущаю, что РАСКРЫВАЮ СЕБЯ и свой потенциал. Начала лучше себя понимать, в том числе и то, чего хочу, к чему стремлюсь, принимать важные и судьбоносные решения и брать за них ответственность. Лучше разграничивать свою ответственность и ответственность других людей.

Почему именно так? 

Потому что Виктор Франкл, будучи гениальным психотерапевтом, врачом, отдавал себе отчёт в том, что человек не может понять себя только через самого себя. Человек отвечает на вызовы мира, на окружающую действительность, он растет в мире и взаимодействует с людьми, поэтому раскрыть себя "через созерцание своего пупка"  сложно и невозможно. Потому что: у меня есть, я предъявляю миру и у мира есть, мир предъявляет мне. И в какой- то точке мы пересекаемся. Я перестаю видеть только себя и закапываться в своих переживаниях. А начинаю понимать: что я могу дать миру, а мир может дать мне. А что я не могу и не хочу по объективным причинам давать.  

В статье "Самодостаточность или соборность? Еще раз о мифологии самодостаточности"

  я озвучила нормативные критерии эмоционального развития шести – семилетнего ребенка ( А.И. Захаров):

•      Ребенок испытывает чувство нежности, любви по отношению к родителям в ответ на такие же чувства.
•     Реализует свою потребность в авторитете, уважении со стороны близких и значимых людей.
•     Обладает устойчивым чувством «Я» (уверен, адекватно оценивает свои возможности).
•     Контактен и общителен, взаимодействует со сверстниками на равных.
•     Способен к сопереживанию, оказанию посильной помощи.
 
•     При наличии доброжелательного отношения к людям, как ведущего чувства, не проявляет ревности и зависти.

 Как ребенок проходит путь эмоционального развития через близких людей, мир, взаимоотношения, так и мы проводим клиента через взаимосвязь с миром и нахождений точек соприкосновения. Помогаем им взращивать, делать целостным, поднимать, напитывать свое Я , идя тем же путем, какой он должен был при благополучном подходе пройти в детстве.

Где мое предназначение? Каковы мои смыслы в этом мире? Что я могу сделать сейчас и оставить после себя? Каковы мои сильные стороны? Каковы ограничения? Что я считаю правильным в соответствии со своей совестью? Что могу в себе развить и ещё много вопросов, на которые мы не можем ответить, не вступая во взаимодействия с миром. Нам нужно развивать чуткость к миру в себе, чтобы слышать звоночки именно для нас. И не бояться пробовать. А делая, будем находить новые вопросы и новые звоночки.

Рисунок сгенерирован ИИ Шедеврум 
Рисунок сгенерирован ИИ Шедеврум 

 Лично я точно знаю: логотерапия не о забвении личности, а о раскрытии потенциала личности. 

Автор: ©Танкова Оксана - практический психолог, логотерапевт

ТОВарищ психолог в телеграм-канале.

Друзья, поддержите, пожалуйста, мой Дзен-канал классом за статью и подпиской.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц