Найти тему
Подвиги

В 2017 году 24-летний парень попал в ДТП на трассе, сломал шею и выжил только потому, что рядом оказался реаниматолог Владимир Кулишов

Прежде, чем вы продолжите читать эту историю, пожалуйста, подпишитесь на наш телеграм-канал «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Там вас ждёт ещё больше интересной и полезной информации ❤️ Спасибо вам от всей команды проекта «Подвиги»!

2 сентября 2017 года Денис Антипов попал в аварию на трассе недалеко от Магадана. Парню было 24 года, он сломал шею. Выжил только потому, что рядом оказался врач-реаниматолог – ехал по той же трассе и поспешил на помощь. Вот как описал тот день Денис:

«Когда я попал в аварию, по счастливому стечению обстоятельств позади меня ехал автомобиль, в котором оказался врач-реаниматолог. Я не знаю, ехал он в отпуск или по каким-то ещё делам, но он там был. Больше спасибо ему и всем людям, которые оказались рядом со мной в тот момент. Всем, кто вытаскивал меня из машины, вызывал скорую по спутнику (в том месте, где я разбился, сотовой связи нет).

Но отдельное спасибо врачу – он до приезда скорой разговаривал со мной, чтобы я не выключился, не разрешал мне вертеть головой и держал ее, ведь я не особо понимал, что произошло. Даже запомнился момент, как земля мне засыпалась в глаза, а он убирал ее. Огромное ему спасибо за неравнодушие и помощь!!! Ведь если бы его там не было, неизвестно, какой бы был исход…»

-2
-3

Денис Антипов очень хотел найти своего спасителя. Он принял участие в конкурсе проекта "Подвиги" "Я говорю врачу спасибо" и написал пост о враче-реаниматологе. Денис попросил жителей Магадана помочь найти своего спасителя, и это удалось! Ангелом-хранителем парня оказался Владимир Александрович Кулишов из Сусуманской районной больницы. После карантина Денис очень хочет встретиться с ним, чтобы лично сказать спасибо.

-4

В 2020 году реаниматолог Владимир Кулишов стал героем книги «100 подвигов обычных людей». Мы попросили Владимира рассказать подробности событий на трассе, участником которых он стал. И, конечно, спросили о жизни и работе врача.

-5

- Владимир, расскажите об изменениях в работе в этом непростом году.

- Короновирус, конечно, внёс изменения в наши планы. Бьёмся с ним уже целый год и продолжаем, в том числе и сейчас. Месяц-полтора летом было затишье, но в сентябре опять начался рост числа заболевших.

- Надеемся, что вам удастся справиться с этим макисимально быстро! Давайте сразу перейдём к тому поступку, о котором мы расскажем во второй книге «100 подвигов обычных людей». Вы хорошо помните тот день?

- Помню очень хорошо, я ехал в Магадан в маршрутном микроавтобусе. В салоне было много пассажиров. Всё это были мужчины-старатели. Был сентябрь, потому они ехали с сезона в Магадан, чтобы разлететься по домам. Дениса я, а точнее все мы, изначально заметили на заправке в посёлке Атка Магаданской области. Он очень суетился, пока заправлялся, а потом стремительно уехал. Было видно, что он спешит. В следующий раз мы увидели его машину, когда уже двигались по трассе. Подъехав ближе, мы также остановились. Машина Дениса лежала в 15 метрах в кювете в кустах. Она была разбита, лежала на крыше, по всему было видно, что буквально 5-10 минут назад здесь произошло страшное ДТП. Все, кто находился в автобусе, спустились к разбитому автомобилю и перевернули его. Денис был на водительском месте. К счастью, дверь была не заблокирована, его удалось быстро оттуда извлечь.

- В каком состоянии находился водитель?

- Денис был в сознании, жаловался только на боль в спине. Здесь же на месте я его осмотрел. Он не мог шевелить руками и ногами, в них пропала чувствительность. Я взял палочку и слегка поколол его вдоль корпуса. Эта манипуляция показала, что у парня повреждён позвоночник: либо в нижнем шейном отделе, либо в верхнем грудном. При такой травме вытаскивать его из кювета без наличия медицинского щита и фиксации шейного отдела воротником было бы крайне опасно. Потому что легко вынести его не получилось бы, рельеф местности не позволял это сделать. Учитывая это, попытка вытащить его поближе к дороге привела бы к повторному повреждению спинного мозга и фатальным последствиям.

- Когда же приехала скорая помощь?

- Через два с лишним часа. В том месте, где произошла авария, связи нет, потому-то и получилось очень долго. Ближайший населённый пункт, где есть связь – это Палатка, там же имеется больница и пункт скорой помощи. Но до неё 80 километров. Мы сразу же сообщили проезжавшим мимо водителям, что здесь произошло ДТП и что нужен врач. Мы просили сообщить об этом в Палатке. Поэтому если посчитать, пока водитель доберётся до посёлка, пока сообщит врачам, пока они примут вызов и доберутся до нас -  так и выходит: больше двух часов.

- Что вы делали всё это время? Как себя чувствовал Денис?

- Мы с ним беседовали. Ему было очень тяжело и физически, и психологически. Ведь мозгом он понимал, что произошло что-то серьёзное: ноги, руки не двигаются, он их совсем не чувствует. Чтобы он не впадал в уныние, я стал объяснять ему, какую помощь ему могут оказать врачи. Ещё я отслеживал его самочувствие, прощупывая пульс. Чтобы понимать, не падает ли у него давление – в этом случае пульс участился бы. Был сентябрь, послеобеденное время, на улице ещё было не слишком холодно, но мы с ребятами укрыли Дениса чем могли, чтобы ему не было зябко.

- Вы с Денисом беседовали только на медицинские темы? Не пробовали сменить тему, чтобы попробовать отвлечь его?

- Как я уже сказал, ему было очень тяжело. Он никак не переключался на другие темы, потому что был сфокусирован на своей травме. Даже говорил разные нехорошие вещи, просьбы, глупости. Отмечу, что это первая реакция у большинства людей на серьёзную травму, и она вполне понятна в подобных обстоятельствах. Он говорил, например: «Зачем мне жить?». Но, конечно, я старался пресечь эти его мысли. Говорил ему: «Давай без паники» и объяснял, что всё это можно прооперировать, полечить и жить дальше.

Остальные пассажиры маршрутки тоже всё это время были рядом, никто никуда не уехал. Мы и автомобиль все вместе переворачивали. К тому же было ясно, что по приезду врачей снова потребуется их помощь. Потому что в скорой обычно находится фельдшер, санитар и водитель. Этими силами Дениса было бы не вытащить из-за того, что машина лежала в обрыве, поросшем кустарником. Когда приехала скорая, врачи аккуратно переложили Дениса на щит, сделали укол обезболивающего и измерили давление. После этого начался подъем. На дорогу его вытаскивали сразу шестеро человек. Мы в своём микроавтобусе продолжили путь, только когда Дениса увезла скорая помощь.

- Как проезжающие мимо водители реагировали на происходящее? Кто-то останавливался, предлагал помощь или наоборот проезжали мимо?

- Трасса хоть и неоживлённая, но многие водители останавливалось и хотели помочь. Среди них был мой хороший знакомый Андрей Константинович Зыков. Я с ним встречался по долгу службы, когда он служил главным врачом ягодинской больницы. А сейчас он заместитель главы областной думы. Он направлялся в Магадан, но увидев аварию, остановился и спустился к нам. Я его попросил попросить врачей в Палатке поскорее добраться до нас.

- Владимир Александрович, насколько я знаю, Денис нашёл вас спустя какое-то время с помощью соцсетей и вы созвонились по видеосвязи. Подскажите, вы сразу его узнали? Что почувствовали, увидев его?

- Узнал его, сразу же! Дело в том, что я и сам его искал после аварии. Когда мы ещё там на месте общались, он назвал мне свою фамилию. Я вернулся из отпуска и приступил к поискам. Это продолжалось около года, но безрезультатно. Тогда в голове стали появляться разные мысли, на душе стало неспокойно за него. Искал я и в соцсетях, ведь он парень молодой, значит по-любому должен быть в них зарегистрирован. А раз его нет… В общем, в голову приходили неутешительные мысли, что возможно  произошло непоправимое. Как раз накануне его звонка мы с женой проезжали мимо места ДТП. Снова вспомнили всё это, поговорили о Денисе и моих безуспешных поисках. Буквально на следующий же день он и позвонил. Я с большим облегчением узнал его и был так рад видеть! Мои опасения рассеялись. Я узнал, наконец, что он живой, пусть не совсем здоровый, но живой. Выяснилось, что я неправильно запомнил его фамилию и совершенно ошибочно искал его под ней. Порадовало, что он не пал духом.  Денис - парень со стержнем.

Владимир Кулишов тоже искал после аварии информацию о Денисе
Владимир Кулишов тоже искал после аварии информацию о Денисе

- А сейчас вы поддерживаете с ним связь?

- Да, общаемся. У него есть страничка в соцсети. Я в этом хоть и не очень понимаю, но на аккаунт Дениса подписался. Мы так уговорились, что я буду приглядывать за ним через его блог. Периодически мы списываемся. Мне импонирует его мировоззрение, жизненная позиция. Он живёт активной жизнью и часто публикует что-то новое.

- Подскажите, вы рассказали своим близким о том, что произошло?

- Я поделился произошедшим с супругой, со знакомыми ребятами, с которыми встретился в тот же день. Но потом эта история не всплывала в разговорах до того самого дня, когда мы с женой проезжали мимо места аварии.

- Изменилось ли что-то внутри вас, может быть, в отношении к автомобилям, к людям, к жизни в целом с тех пор?

- На самом деле да, но уже после того как мы с Денисом созвонились. Я уже говорил, что обрадовался, когда он нашёл меня. Было отрадно узнать, что он не только жив, но и ведёт активную жизнь. Я и до этого считал, что руки никогда опускать не следует. Денис же своим примером убеждает меня в этом чуть ли не каждый день. Мне очень нравятся его взгляды, и я ему часто говорю, чтобы он начал заниматься политикой. Благо возраст позволяет. (смеётся)

- Что по-вашему стало причиной аварии?

- Он спешил. Это было видно на заправке, где мы его встретили впервые. Плюс то что он ехал очень быстро, стало очевидно по времени, за которое он добрался от заправки до того места, где машина перевернулась. На том участке дорога очень непростая: перевал, затем спуск.  Видимо, машина зацепила бровку, её вынесло, крутануло, и он потерял управление. Поэтому нельзя никогда спешить! Спешка в любом случае не лучший попутчик.

- Важное замечание! Давайте теперь поговорим о вас. Скажите, откуда вы родом?

- Я отсюда, из Магаданской области. Моя родина – посёлок Ударник. Но его, как и большинство посёлков в нашей области, закрыли. С советского времени здесь проводилась оптимизация, и из полутора десятков действующих поселков теперь осталось только два. Сейчас я живу и работаю в районном центре, который находится в 40 километрах от моего родного посёлка: в городе Сусуман. Сюда я приехал сразу после института и работаю по сей день.

- Никогда не было желания отправиться в большой город и работать там? Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск может быть?

- Может быть, сейчас и появляется такое желание, но раньше я не думал об этом. Когда я приехал сюда работать, ещё были живы мои родители, да и все знакомые, друзья жили здесь. Мне хотелось пожить именно здесь.

- А кто в основном занимался вашим воспитанием? Кто взрастил в вас те качества, которые позволяют не задумываясь прийти на помощь человеку и по сути спасти ему жизнь?

- Как и у всех: родители: мама, папа, бабушки, дедушки, но ещё и школа. Я учился в советской школе, у нас учителя давали не только знания, но ещё и воспитывали. Значительный упор был на героическое и патриотическое воспитание. Этому способствовали достойные примеры, которые были перед нашими глазами. Я до сих, не готовясь, мог бы назвать пять героев-пионеров, о которых нам рассказывали. Может, я чего-то не понимаю, но по моим критериям нынешние кумиры молодёжи просто не прошли бы проверку на прочность.

- У меня есть ещё вопрос о выборе вашей профессии. Как вы пришли к тому, чтобы связать свой жизненный путь с медициной? Вы с детства мечтали стать врачом?

- Мысль пойти учиться на врача появилась в школе. Мне хорошо давалась химия, биология и было желание развиваться именно в медицине. Свою специализацию я выбрал гораздо позже, ближе к концу учёбы в институте или даже после его окончания. Изначально я планировал выбрать другое направление, но несколько раз по приглашению нашего начмеда я помогал ему в реанимации. Здесь-то я и понял, что хочу быть анестезиологом и ни кем другим. Поэтому как только окончил интернатуру, спустя два месяца отправился на специализацию по реанимации. С тех пор уже почти 20 лет работаю в этой профессии.

- Изначально повлиял ли кто-нибудь из близких на ваш выбор?

- Я бы сказал так, что никто не настаивал, но мой выбор одобряли. Окончательное решение стать врачом я принял не под влиянием, но с одобрения родных.

- Вы сказали, что хорошо успевали по химии и биологии. Только успехи в учёбе привели вас в медицину? Или был какой-то внутренний голос, подсказывающий куда двигаться?

- Просто хотелось стать врачом и помогать людям. Может быть, это звучит высокопарно, но если ты становишься на этот путь, у тебя и выбора-то другого нет. Именно для этого в медицину и приходят. В нынешнее время, как в королевстве кривых зеркал, многое искажается. И обыкновенные вещи, которые просто должны быть, считаются высокопарными. Для врача спасение людей - это не высокопарная фраза и даже не желание, а профессиональная обязанность.

- Что в работе приносит вам радость и что, наоборот, огорчает?

- Спасение людей как раз и приносит радость! Когда мы кого-то прооперировали, а он через недельку, две-три пошёл домой здоровый. Это приносит удовлетворение, как ничто иное. А огорчает, конечно, если происходит обратное.

- А о чём вы мечтали в раннем возрасте?

- Стать лётчиком! Это было лет в семь-восемь, когда я уже умел читать. Тогда мне на глаза попалась книга Александра Ивановича Покрышкина «Небо войны». Я перечитал её раза четыре от корки до корки. До сих пор очень хорошо помню всех героев из книги. Она очень нравилась, и мне тоже хотелось стать лётчиком, чтобы сражаться с врагами. А до этого хотел быть археологом, но совсем недолго и совсем немного. А стать лётчиком… Это была настоящая мечта.

- Можно ли сказать, что Александр Покрышкин стал для вас героем и примером для подражания?

- Безусловно! После книги я и биографией его интересовался. Это был выдающийся человек, герой войны, трижды Герой Советского Союза. В его книге очень подробно описаны его подвиги, боевые вылеты. С друзьями на улице мы то и дело в воздушные баталии играли. Ещё одним национальным героем был Иван Никитович Кожедуб тоже лётчик-ас, но он не обладал литературным талантом. Поэтому именно Покрышкин благодаря книге был для меня ближе.

- Есть ли у вас сейчас человек-пример перед глазами, которым вы восхищаетесь?

- Сразу на ум никто и не приходит, значит, наверное, нет. Потому что, когда вы задали предыдущий вопрос, мне было легко ответить. Если я сейчас назову кого-то, это будет надумано и неискренне.

- А сами вы считаете, что совершили героический поступок?

- Я думаю, нет. Потому что поступил так, как сделал бы любой другой человек в этой ситуации. Если бы меня там не было, ребята из микроавтобуса точно так же перевернули машину, вытащили бы Дениса из неё и так же, как и я, оставались бы с ним, пока не приедет скорая. Единственное, что я сделал, это указал, что его нельзя не выносить из кювета на дорогу до приезда скорой. Потому что любые грубые манипуляции, а по-другому там и не получилось бы, могли бы убить Дениса. В тот момент никакого медицинского арсенала у меня с собой не было, так что оказать врачебную помощь я не мог. Я только немножко сорганизовал ребят, вот и всё.

- У меня последний вопрос. Какой совет или пожелание вы хотели бы дать подросткам, которые будут читать о вашем поступке в нашей книге?

- Думаю, в ней будет описано много правильных поступков, геройских или нет – это уже другое дело. Ведь геройский поступок – это когда человек переступает через обыденность, прыгает в пламя или в воду, спасая ближнего. Даже если есть угроза его собственной жизни, он не обращает на это внимание. Просто идёт и спасает. Ведь каждый из нас хотел бы, чтобы если придётся, и ему пришли на помощь. Поэтому от себя пожелаю: «Quid vultis ut faciant vobis». Переводя на русский язык: поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Если так будет делать каждый, то у всех у нас всё будет хорошо!

Ещё больше удивительных историй вы найдете в нашем телеграм-канале «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Подпишитесь ❤️