Когда-то давно я не задумывалась про определение слова "инфоцыганство". Начала слышать лет десять назад. Примерно после того, как прошла интенсив Бизнес молодости. В основном, я слышала про инфоцыганство от тех, кто не покупал никаких инфопродуктов. Хотя в самый первый раз я услышала это слово от подруги, которая занялась SMM. Она говорила, что её стали воспринимать, как инфоцыганку стоило ей увлечься маркетингом в соцсетях. Тогда я не придала значения.
Самой мне инфобизнес нравился. Сама его концепция. Иногда я ходила на какие-то мероприятия, если хотела переключиться на что-то новое со своей привычной деятельности дизайнера. Там я находила новые знакомства, которые оставались и остаются со мной на долгие годы. Узнавала что-то новое, но это в меньшей степени. Моим правилом было и есть вынести 1-2 рекомендации, которые мне помогут сделать мою жизнь лучше здесь и сейчас. Хотя совету БМ сначала тестировать нишу я следую и сейчас. Удивительно, но многие не знают по это. Так я видела несколько кабинетов коучей и психологов, которые вложились в кабинет, но забыли про лидогенерацию. Да и сейчас, как коуч, я работаю с состоянием выгорали людей, которые в оффлайн точку вложились, а про то, придут ли клиенты – не подумали.
Сейчас же времена дикого дикого инфобизнеса, лихой инфоцыганщины, проходят. Наконец-то появляется законодательное регулирование данной сферы. Но… я столкнулась с интересным явлением – людям не хватает инфоцыганщины. Они её хотят. И мгновенного эффекта от тренингов. Такого же, как от кропотливой работы, длинной в несколько недель или месяцев. И чтобы инфопродукты продавались с распевным "Ай на-нэ на-нэ" или чем-то вроде "Девушки, вы меня убиваете! Я даю вам пошаговый план, как стать суперсексимиллионершей, которой мужчины к ногам кидают себя и свои миллионы."
Такие продажи инфопродуктов обладают особенным шармом. Пройди курс за неделю и все твои желания исполнятся. И ведь курс не плохой. Ой, простите, марафон! Или даже тренинг, майнд-сессия или мастермайнд. Да как только не называют, чтобы красиво звучало. Суть везде примерно одинаковая - несколько коучинговых техник, которые дают возможность человеку осознать чего он хочет. Или пара техник из психологии, помогающих повысить уверенность в себе. И всё это приправлено гипнозом, под вывеской медитации. Который, кстати, работает только при многократном повторении.
Этот шарм схож с очарованием лотереи. Купи билетик за 50 рублей и получи 15 000 – 5 000 000 рублей. А то и миллиард за 100 рублей. Довелось мне поработать напротив лотерейного ларька примерно с месяц. Интересно, что лотереями чаще увлекаются мужчины, а марафонами – женщины. Возможно, это внутренняя Золушка, живущая в каждой, верит, что если немного поработать, то всё придет само собой.
Но самое интересное, что есть какая-то определённая критическая масса, достигнув которой, инфобизнес становится инфоцыганщиной. То есть человек начинает с классного, полезного продукта, которым хочет делиться с миром. Он или она делится информацией, знаниями, полезными трюками(они же лайфхаки), а потом будто переключается тумблер. Начинаешь осознавать, что информация уже скорее поверхностная, нежели полезная. Заголовки в рассылке становятся всё более продающими и с нотками отчаяния.
Рассылка – отдельная тема в инфобизе. Пару лет назад я купила у одной блогерки, вещающей про финансы, что-то за 600 рублей. С тех пор я неоднократно отписывалась от email рассылки, помечала письма, как спам… Но… Они продолжают приходить. Так настойчиво, что в голову приходит мысль написать заявление на отзыв разрешения на обработку персональных данных. Те два года назад её блог был очень интересен, хоть, местами, и наивен.
Отдельно про финансы. У популярной ведущей некоего марафона, которая сейчас под следствием из-за проблем с налоговой (официальная версия), была раздражающая привычка кичиться богатством. Включаешь эфир, а там половину времени она рассказывала что-то про бренды и как много она на себя тратит. Тратила. Будто купить одежду, потратив побольше, а потом этой одеждой не пользоваться – это достижение для взрослого человека.
В какой-то момент я попробовала делать нечто похожее. Правда это были люксы и отелей и спонтанные поездки в другие города. Кстати, редко и эконом классом. Но этого хватило, чтобы люди стали спрашивать финансовых советов. Которых я не давала. Потому что финансовые рекомендации имеют право давать только люди с соответствующим образованием. У меня был только опыт в рамках моих видов деятельности. Кстати, предложение помочь, как коуч, разобрав внутренние причины не богатеть, не встречало восторга.
И вот, написав всё это я перехожу к заключению. Разница между инфобизнесом и инфоцыганством в ответственности и честности. Как самого бизнесмена, так и потребителя. И это выбор. Дать какое-то г… место полезного продукта – всё равно, что продавать чипсы с конфетами под видом полезной еды. Купить именно такой тренинг и что потом делать с информацией – тоже выбор. Например, я знаю девушек, которые изменили жизнь к лучшему, пройдя марафон желаний. Потому что осознали свои желания. И все мы слышали новости о тех, кто подал иск в суд, за то, что желания не исполнились сами собой. От индивидуальной работы с коучем они получили бы идентичный эффект.
А ещё заметила, что те, кто ждёт инфоцыганских танцев и шоу, сам продажи не любит, хотя занимается тем же делом. Именно этим людям нужны продажи в 1000 касаний с кучей бесплатного и условно бесплатного контента и услуг. При этом именно от кого-то, кто этим на жизнь зарабатывает. Потому что на тему тех же финансов очень много бесплатного образовательного контента. Ибо нынче идёт программа ликвидации финансовой безграмотности. Но это совсем другая история.
А какие у вас мысли об инфобизнесе и инфоцыганстве?