Лучшим учителем родного языка и родной литературы в этом году признан Артем Гусев из Владимирской области.
Какой этап конкурса стал для него самым трудным? Как журналистское образование помогает ему учить детей в школе? Как он строит занятия с учениками? Ответы ждут вас в интервью!
Артем Гусев, учитель русского языка и литературы школы № 1 г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, поделился впечатлениями от участия и победы во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший учитель родного языка и родной литературы».
Поздравляем Вас с победой в конкурсе! Поделитесь впечатлениями от состязания: какой этап стал самым сложным?
Я думаю, что на любом педагогическом конкурсе этап «Открытый урок» – самое важное и самое сложное состязание, потому что именно по этому туру судят о конкурсанте. На мой взгляд, именно здесь – в работе с учеником – проявляется основная работа учителя. Очень важно, чтобы урок состоялся, чтобы помогали дети, чтобы они были активны, чтобы выбранная тема откликалась, была актуальна возрасту, чтобы детям было интересно.
Мне кажется, что у меня все совпало: у меня были прекрасные дети – очень образованные, очень грамотные, очень культурные десятиклассники, и я получил от них 100%-ю поддержку. Мы хорошо с ними поработали, и все это вместе дало отличный результат.
Как на протяжении всего конкурса Вы оценивали свои шансы на победу?
Когда я вошел сначала в число 15 лауреатов, я подумал: «Ну да, здорово». А потом я вошел в шестерку лучших. И тут я уже думал, что шестерка – это предел, а дальше на первом месте должен быть кто-то другой. Понятное дело, хотелось победить и до последнего были какие-то ожидания.
Когда озвучили, что я занял первое место, конечно, был восторг. Я даже не сразу поверил. Уже который день я все обдумываю и сживаюсь с этой ролью. Конечно, мне очень приятно, что мою работу так высоко оценили.
Вы также одержали победу в номинации «За профессиональное владение русским языком». С чем в большей степени связываете свою победу – с профессией учителя или с журналистским образованием? (Артем Гусев — выпускник и аспирант факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. – Прим. ред.)
Мне кажется, что это комбинация. Меня спросили, как так вышло, что я журналист по образованию. Я напомнил, что кафедра стилистики русского языка факультета журналистики МГУ – это кафедра Дитмара Эльяшевича Розенталя, не стоит об этом забывать, и уровень подготовки у нас довольно высокий.
Журфак дал мне, как учителю, очень многое: гибкие, мягкие навыки коммуникации,навыки презентации, навыки работы с информацией – ее обработкой и преподнесением.
Всегда, когда я иду на урок, я думаю, для кого я даю урок. Когда я веду мастер-класс или классный час, я думаю о законах жанра.
Что повлияло на Ваш выбор профессии – пути учителя?
Возможно, это любовь к человеку, любовь к общению, любовь к постоянному развитию, желание читать и обсуждать, искать дополнительные смыслы. Мне кажется, что учителя с журналистами очень похожи: мы занимаемся примерно одним и тем же — доносим до аудитории (пусть они у нас и разные) какую-то информацию. Кто-то занимается актуальной современной информацией, а кто-то занимается работой с информацией, которой 100–150 лет.
А в школу меня просто тянуло. Мне кажется, что мы все приходим в профессию «потому что», как-то так получается, у меня нет на это логического рационального ответа. Есть только эмоциональное стремление.
Конкурс призван распространять передовой опыт преподавания родного языка и литературы. Как Вы преподаете родной язык и литературу? Какие практики Вы используете в работе с учениками?
Этому было посвящено первое конкурсное испытание – «Методическая мастерская». Мой педагогический опыт опирается на мое образование и основывается на нем, поэтому я работаю с детьми на уроках литературы и во внеурочной деятельности через систему медиапроектов.
На мой взгляд, с помощью медиапроекта можно развивать функциональную грамотность. Когда ребенок начинает писать текст или другой материал, он сразу понимает, что ему для чего-то все-таки в этой жизни нужен русский язык и есть даже профессии, где он важен.
Когда мы готовим медиапроекты по литературе на основе произведений, дети по-новому становятся соучастниками литературного процесса, они по-другому взаимодействуют с текстом.
Для меня важно подобрать такой ракурс для изучения материала, чтобы он был понятен современному подростку и современному школьнику. Наверное, в этом моя педагогическая задача.
На Ваш взгляд, почему так важно изучать родные языки и литературу на родных языках?
Гимназия № 19 города Черкесска, в которой проходили финальные испытания конкурса, на одну неделю стала для меня образом всей России, внутри которой собрались и мирно существовали представители разных регионов. Родные языки – это уникальная российская многонациональная культура, которую действительно нужно беречь и сохранять.
А для межнационального общения внутри страны у нас есть государственный язык – русский.
Как Вы можете оценить значение конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы»?
Есть конкурсы для педагогов, где могут принимать участие учителя разных предметов. А этот конкурс – филологический, языковой. На него приехали учителя языка, известные филологи и методисты, президенты ассоциаций учителей русского языка и литературы, других родных языков.
Получился профессиональный конкурс, где можно общаться, находить коллег и единомышленников, обмениваться методиками преподавания, что очень ценно. И конечно, очная часть конкурса – это неделя насыщенной культурной коммуникации. Спасибо Минпросвещения России за такой интересный и вдохновляющий опыт.