Опасные случаи на съемках фильмов случаются нередко: то декорации сломаются, то нужно выполнить сложный трюк, то снять эпизод с дикими животными… И далеко не всегда они превращаются в ситуации, где жизни актера что-то угрожает – но, к сожалению, иногда такое все равно случается, причем совершенно неожиданно. Давайте же вспомним четыре случая из СССР, где жизнь артистов могла закончиться прямо там, на площадке – поверьте, от некоторых фильмов Вы такого не ожидали.
Любовь и голуби
Что опасного вообще могло случиться на съемках кинофильма про любовь и курортный роман? Да, актер, сыгравший Василия Кузякина, Александр Яковлевич Михайлов, явно не ожидал, что он чуть не утонет. Все случилось во время сцены, где главный герой уезжает в отпуск в тот самый санаторий, в котором познакомился с Раисой Захаровной. По сюжету он ныряет в море еще в костюме, а выныривать должен был уже без него.
Обычно такие кадры снимают с помощью дублера – перед прыжком в воду со спины в кадре именно он, а выныривает уже исполнитель роли, как, например, в «Человеке-амфибии». Но здесь продюсер решил, что эпизод нужен ему без склеек, монтажа и дублеров – Михайлов должен был прыгнуть в море, а одежду под водой в него снимали водолазы с аквалангами, ожидавшие его там.
Все пошло не так из-за простой случайности – во время какого-то из дублей водолаз вместо того, чтобы снимать галстук с артиста, затянул его так сильно, что дышать было невозможно; а растерянный и задыхающийся Михайлов под водой не мог объяснить, что ему нужна помощь. К счастью, один из аквалангистов сообразил, что происходит, и перерезал галстук кинжалом, бывшим у него.
Пираты XX века
«Никаких дублеров!» – сразу сказал Николай Еременко, игравший в фильме одну из главных ролей, механика Сергея Сергеевича. Наверное, пожалел он о своей решении потом не раз: во-первых, из-за огромного количества сцен драк. Вряд ли можно получать удовольствие от актерства, когда тебя швыряют туда-сюда по всей съемочной площадке. Но напрямую угрозу жизни это не несло, в отличие от эпизода, где Сергею, герою Николая, при столкновении корабля со скалой нужно было выпрыгнуть за борт, а затем снова вернуться на судно.
Так как все решили снимать не одним дублем, а с помощью волшебной силы монтажа, Николая попросили не прыгать с корабля слишком далеко – иначе в итоговой склейке это смотрелось бы слишком нереалистично. Он так и сделал – но его начало затягивать под корабль винтом. Что могло бы случиться, если бы у Еременко не получилось бы выбраться из-под дна…
12 стульев (1976)
Все, кто хоть раз смотрели эту экранизацию знаменитого романа «12 стульев», снятую Захаровым, точно запомнили шикарный танец Остапа Бендера и некой загадочной танцовщицы, в конце которого она эффектно падает на пол. Танец в исполнении Андрея Миронова и Любови Полищук и правда получился зажигательным, но падение на пол прошло крайне неудачно: Миронов, увлекшись сценой, промахнулся и уронил партнершу мимо матраса, который должен был смягчить падение.
В результате этого у Любови Григорьевны сильно пострадал позвоночник; врачи даже говорили, что возможно она никогда не сможет ходить. Однако все обошлось – хоть боль, к сожалению, осталась с ней до конца жизни, подвижность конечностей она все же не потеряла.
Укротительница тигров
А тут несчастный случай произошел не во время съемки картины, а незадолго до нее. Весь фильм в кадре появляются тигры, между прочим, опасные дикие животные, которых нужно было долго дрессировать и заставлять привыкать к обществу актеров рядом.
Все шло хорошо, пока однажды на одной из репетиций крупный тигр, прыгая с цирковой тумбы на тумбу, то ли случайно, то ли специально приземлился всем телом прямо на Константина Константиновского, дрессировщика тигров и мужа Маргариты Назаровой, которая тоже была дрессировщицей и дублировала Людмилу Касаткину во всех сценах с тиграми. Раны были серьезными – зверь вонзил в него когти всех четырех лап, но, к счастью, почти никакие жизненно важные органы не были задеты.
Теперь, когда Вы в следующий раз будете смотреть или пересматривать одну из этих картин, вспомните о возможных трагедиях, которые могли случиться. Как хорошо, что все обошлось – но теперь Вы точно знаете, насколько обычная съемка (или необычная) может быть непредсказуемой и опасной.