Найти тему

ПЯТЬ ФАКТОВ О ПЯТИ ПЕСНЯХ ЭДМУНДА ШКЛЯРСКОГО

Пришла пора мне снова отдать дань уважения великолепному артисту, солисту группы "Пикник", рок-шаману Эдмунду Шклярскому (отчасти сегодня я это уже сделал в отдельной публикации). Поговорим о его песенном наследии, в частности, вспомним пять интересных историй о пяти его отличных песнях.

Что ж, меньше слов, больше музыки, как говорили на одном известном радио!

1. Группа "Пикник" достаточно мощно заявила о себе ещё в начале большого пути, в 1982-м году, когда выпустила свой дебютный альбом "Дым". Альбом этот быстро дал понять, что в серпентарии отечественного рока появилась "пёстрая лента", змейка красивая, но странная. Одним из главных хитов альбома стала готичная композиция "Ночь", где впервые появились ещё не раз воспетые Шклярским & Co. вампиры, чёрные плащи и любовные страсти под покровом той самой ночи. Шклярский сочинил эту песню в конце семидесятых годов после просмотра черно-белого фильма о графе Дракуле - какого конкретно, сейчас уже неясно. Картина очаровала музыканта необычной атмосферой и, как он сам выразился, "атмосферой полутонов". Мелодия песни была написана под влиянием группы "Jethro Tull" и Фрэнка Заппы, а некоторые Некоторые меломаны считают, что в мелодии песни просматривается влияние композиции “No Quarter” от "Led Zeppelin".

В дальнейшем песня была перезаписана для альбома "Иероглиф", с изменением аранжировки и без отдельных эффектов, вроде скрипа двери.

2. Следующий альбом коллектива, "Танец волка" 1984 года выпуска, отдал дань увлечению Шклярского средневековой эстетикой. Несмотря на огромное количество электронных примочек в аранжировках, атмосфера таинственного застенка средневекового замка не покидает от первой до последней ноты. Однако больше всего запоминается сказочно-любовная баллада "Великан". Текст к будущей песне Шклярский написал ещё в школьные годы, а точнее, в седьмом классе - исключительно как литературное произведение. В дальнейшем стихотворение превратилось в песню, о которой сам её создатель говорил так:

"«Великан» — это единственная — то есть, может быть, не единственная, но первая песня о любви, не называя, скажем, само это слово. И она, как раз, редко кому она не нравится. Нет, она особая, но она, вот, сейчас модно слово «готическая»."

3. Третий и, пожалуй, самый известный альбом группы советского периода, "Иероглиф", увидел свет в 1986-м и 1987-м годах. Почему так вышло? Ответ очевиден для тех, кто в курсе того, как жили отечественные рок-группы до развала Советского Союза. По этой самой доброй традиции "Пикник" сначала записал первую версию альбома, разошедшуюся на магнитных лентах, а год спустя на виниле вышла "официальная" версия, правда без нескольких песен. Несущей стеной в этом музыкальном строении осталась песня "Иероглиф", написанная Шклярским под впечатлением от рассказа сос транным названием "Человек, которого звали Прикоснись Пирожного С Кремом", который он прочёл в польском журнале “Przekrój”. Полностью электронная (ситар из начала - один из звуков синтезатора "Yamaha DX-7"), с восточным колоритам песня пользовалась широкой популярностью в качестве материала для каверов. Так, свои версии "Иероглифа" записали группы "Торба-на-Круче" и "Rusta orchestra", а ещё - сюрприз - Татьяна Буланова.
Вот это я понимаю, коллаборация века. Впрочем, Буланова всегда была открыта новому звучанию и настроению...

И кстати: выяснить, кому же принадлежит рассказ, вычитанный Шклярским в польском журнале, так и не удалось. Так что если вы обладаете какими-нибудь сведеньями о нём, обязательно напишите об этом в комментариях!

4. На альбоме "Родом ниоткуда", вышедшем в 1988-м году, нет песен, которых можно было бы назвать шлягерами. Однако целый ряд интересных песен там присутствует, в их числе - и одна из любимейших моих песен, таинственная "Нет берегов". Альбом в целом хвалили за зрелость мелодий и поэтичность текстов, и все эти похвалы вполне подходят этой композиции.
В 2003-м году группа сделала ремейк альбома. Не обошла она стороной и эту прекрасную, таинственную композицию.
Кстати, композиция эта - одна из немногих песен группы "Пикник", на которой звучит живой духовой инструмент, а именно - саксофон. Партию саксофона, а также некоторые партии клавишных исполнил
Юрий Ключанцев.

5. В смутном 1991-м группа выпустила один из лучших своих альбомов, "Харакири". Казалось бы, совершенно оторванный от логики суровой реальности и происходящих в ней событий, но эмоционально удивительно оттеняющий вышеупомянутую смуту. На альбоме много отличных композиций, но выделить мне хотелось бы красивейшую "Мы как трепетные птицы", песню с удивительно пролонгированным "пост-продакшном".
Выйдя в 1991-м, позже она обзавелась версией на польском языке (втором, а быть может, и первом родном языке Эдмунда Шклярского), а уже в новое время, а конкретнее - в 2016-м году - обзавелась клипом. Спустя 25 лет после выхода!
Создание клипа было связано со включением песни в саундтрек довольно недурного, хоть и несколько наивного фильма
Ксении Баскаковой "Птица" с Иваном Охлобыстиным в главной роли. Фрагменты из фильма вошли и в клип "Пикника", режиссёром которого выступила всё та же Ксения Баскакова.

Спустя некоторое время я обязательно продолжу публикации о песнях авторства Эдмунда Шклярского. А вы можете писать в комментариях, какие его композиции вам нравятся больше всего!

Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

#музыка #рок #русскийрок #пикник #шклярский #интересныефакты #дискотека80х #песни #история #ссср