Сделано вручную
Ростовские подземные переходы... Были спроектированы и построены в 70-80е годы прошлого века. Сколько людей прошло по их галереям за всё время их существования? Немеряно. Конечно, самые красивые в центре города . Украшены по-царски. Мозаикой из керамической плитки. Звучит прозаично. Но надо взглянуть своими глазами, чтобы оценить по достоинству. И неважно, что освещение неяркое, и в некоторых местах кусочки мозаики выпали . Всё равно они великолепны.
Горожане спешат, кажется не особо обращая внимание: привыкли. А когда долго не заходил в переход, а потом вдруг попал, то восхищаешься: до чего красиво! И переполняет чувство благодарности к авторам и исполнителям рукотворного чуда. Спасибо за то, что так украсили будничную повседневную жизнь. Проход по подземному переходу превратился в проход по художественной галерее. Полвека- срок приличный, но краски не потускнели, а выпавшие кусочки плитки можно вырезать и вставить заново..
Несостоявшееся метро-состоявшееся чудо
К слову, подземные переходы, должны были стать входами в ростовское метро , которое так и не построили.
Зато построили и украсили переходы. Строил Мостотряд N10, возглавляемый Георгием Ивановичем Былло. Ему и пришла идея облицевать стены переходов мозаичными панно из кафельной плитки. Он стал активно претворять идею в жизнь: убеждать, доказывать, уговаривать вышестоящее руководство Тем более , что и человек подходящий для воплощения задуманного был на примете - Юрий Никитович Лабинцев. Художник от природы, который дома у себя уже сотворил нечто подобное, пока только в ванной комнате.
Юрий Никитович был плиточником и лепщиком,, освоившим эти профессии в послевоенное время. Он загорелся идеей. Выходные стал проводить в библиотеках, подбирая сюжеты для будущих панно. Сам рисовал эскизы на листах ватмана, склеивал их и размечал на квадраты 15х15 см по размеру плитки. Эскизы затем переносились на кальку, которая разрезалась на кусочки - детали.
Плитка использовалась шахтинская , славинская , чешская. Её в условиях дефицита приходилось выпрашивать, добывать.
Далеко не все необходимые цвета были в наличии, плитку некоторых цветов, например, красного пришлось заказывать у производителя специально .
Юрий Никитович набрал бригаду из семи человек, в основном , женщин -терпеливых тружениц. И начали они творить . Переход за переходом. Резали наждачным станком и кусачками плитку на детали по калькам , поднимая вихри пыли. Готовые детали мозаики раскладывали на трёхметровом верстаке по эскизу. Поверху сложенного фрагмента мозаики Юрий Никитович, не доверяя никому , собственноручно наклеивал чистую кальку. И затем готовый квадрат мозаики переносился на стену. Клали на обычный раствор с добавлением клея ПВА.
Такая вот технология. Летом и зимой. Каждый рабочий день. Отгораживались , конечно, от мира на время работы. А потом убирали ограждение:, являя очередной , без преувеличения, шедевр.
Это фотографии мозаичных панно только одного перехода. Но есть ещё другие, с оригинальными сюжетами, не менее впечатляющие. Если собрать все воедино, то получится настоящий каталог.
Юрия Никитовича за проделанную работу наградили орденом Ленина. Но непреходящие интерес и восхищение зрителей, а также признание и уважение к мастерству и труду человеческому , пожалуй, высшая награда.