Найти тему

5 типов аккумуляторов у электромобилей: объясняем на пальцах плюсы и минусы

Оглавление

После этой статьи вы сможете легко определять плюсы и минусы любого электромобиля, просто погуглив тип батареи и даже давать советы по выбору авто.

EV батареи

Популярные версии аккумуляторов - это модули с блоками, внутри которых расположены элементы.

В большинстве подключаемых гибридов и полностью электрических транспортных средств используются подобные литий-ионные аккумуляторы. Фото из Интернета
В большинстве подключаемых гибридов и полностью электрических транспортных средств используются подобные литий-ионные аккумуляторы. Фото из Интернета

Кроме батарей в блоках, существуют батареи, элементы которых встроены в шасси транспортного средства, а не помещены в “коробку”.

Структурные батареи в Tesla. Фото из Интернета
Структурные батареи в Tesla. Фото из Интернета

Сегодня мы рассмотрим типы батарей, которые используются в EV, PHEV, HEV, E-REV.

Если вы не знаете, чем отличаются EV от PHEV и HEV - читайте нашу статью о разных типах электромобилей здесь.

Литий-ионные батареи

Вы встретите литий-ионные батареи в большинстве портативных бытовых электронных устройств, например, в сотовом телефоне и ноутбуке. Большинство подключаемых гибридов (PHEV и HEV) и полностью электрических автомобилей (EV) также используют литий-ионные батареи. Литий-ионные батареи бывают разными.

Литий-ионный аккумулятор (Li-ion)

  • Тип никель-манганец-кобальт (NMC)
  • Никель-кобальт-алюминий (NCA)

Литий-фосфатный аккумулятор (LiFePO 4)

1. NMC

Из достоинств: NMC - это самый распространенный тип аккумуляторов. Ключевое преимущество - более высокая плотность энергии (до 250 Вт·ч/кг). Они, как спортивный энергетический батончик: аккумулятор такого типа обеспечивает большую дальность езды, при этом не занимая много места.

Из недостатков: имеют относительно короткий срок службы, поскольку могут обрабатывать только от 1000 до 2000 циклов полной подзарядки (от 0 до 100 процентов) в зависимости от производителя.

Также, ячейки батареи имеют более низкую термическую стабильность и могут достичь точки перегрева. Авто с таким типом батареи чаще всего вы видите в роликах, где авто самовозгорелось в гараже или по ходу действия машины. Потушить такое авто очень сложно, но с каждым годом этот тип батареи совершенствуется, так как считается наиболее перспективным.

Совет: Для долговечности батареи, большинство автомобильных брендов рекомендуют заряжать авто до 80%. Собственно, рекомендация такая же, как и для любого мобильного телефона: не перезаряжайте технику, тогда все будет безопасно работать!

Допустимые максимальные рабочие температуры: в диапазоне от -20 до +55°C.

Примеры NMC

  • Tesla Model Y Long Range / Performance
  • Polestar 2
  • BMW iX3
Polestar 2. Фото из Интернета
Polestar 2. Фото из Интернета

2. NCA

Из достоинств: у них почти те же преимущества и недостатки, что и у NMC. Никель-кобальт-алюминиевые батареи (NCA), являющиеся видом литий-ионных батарей, похожи на NMC (предыдущий тип), за исключением того, что в них заменен марганец на более устойчивый алюминий и используется меньше кобальта в катоде, что более экологично. А также в них более высокая плотность энергии (большая дальность действия).

Из недостатков: те же минусы, что у NMC, более короткий срок службы.

Они не так широко используются автомобильными брендами и в настоящее время представлены некоторыми Tesla.

Допустимые максимальные рабочие температуры: в диапазоне от -20 до +60°C.

Примеры NCA

  • Tesla Model S liftback
  • Tesla Model X
  • Tesla Model 3 (старые модели до 2021 года)
Tesla Model S liftback.  Фото из Интернета.
Tesla Model S liftback. Фото из Интернета.

3. LiFePO 4 / LFP

Из достоинств: литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LFP) распространены в более дешевых моделях EV из-за низкой стоимости их производства. Они выигрывают благодаря более длительному сроку службы, выдерживая более 2000 циклов зарядки. LFP менее восприимчивы к перегреву в случае короткого замыкания или серьезной аварии и более безопасны. Их можно заряжать до 100%: полная зарядка не оказывает негативного влияния на состояние батареи, но тут лучше следовать рекомендациям производителя, т.к. одни рекомендуют заряжать до 80%, тогда как Tesla не просто рекомендует, настаивает!, заряжать свои авто с LFP до 100%.

Из недостатков: батареи LFP имеют меньшую плотность энергии, примерно до 160 Втч/кг, поэтому обеспечивают меньший запас хода и используются для городских моделей EV. Для достижения того же диапазона, что и в NMC или NCA, потребуется батарея в два раза больше по размеру.

Также, батарея чувствительна к низким температурам, поэтому скорость зарядки в более холодном климате снижена.

Допустимые максимальные рабочие температуры: в диапазоне от -20 до +60°C.

Примеры LiFePO 4

  • Volkswagen e-Golf
  • Ford Fusion
  • Nissan Leaf
  • Porsche Panamera
  • BMW 740iL
Porsche Panamera. Фото из Интернета
Porsche Panamera. Фото из Интернета

4. Никель-металлогидридный аккумулятор (NiMH или Ni–MH)

Никель-металлогидридные батареи мы нередко встречаем в обычной жизни: они регулярно используются в компьютерном и медицинском оборудовании. Эти батареи широко используются в HEV.

Из достоинств: из преимуществ NiMH их большая емкость и экологичность. У них нет эффекта памяти (регулярная зарядка и разрядка не снижают их емкость). Они обладают низкой токсичностью, относительно низкой стоимостью и могут выдерживать частые циклы зарядки и разрядки.

Из недостатков: более низкая плотность энергии по сравнению с литий-ионными батареями, большой вес и объем и время зарядки больше, чем у обычных батарей. А также накладываются высокая стоимость, высокий саморазряд и выработка тепла при высоких температурах и необходимость контролировать потери водорода. При всех недостатках множество клиентов выбирает авто именно с этой батареей.

Допустимые максимальные рабочие температуры: в диапазоне от − 30 °C до 100 °C.

Примеры:

  • Toyota Prius
  • Honda Civic Hybrid
  • Vector shooter
  • Ford Ranger EV
  • General Motors EV1
  • Honda Electric Vehicle Plus
General Motors EV1. Фото из Интернета
General Motors EV1. Фото из Интернета

5. Ионисторы

Из недостатков: лучшие ионисторы могут хранить около 5% энергии, которую могут хранить литий-ионные аккумуляторы. Это делает их непригодными для легковых автомобилей.

Из достоинств: зато, они рассматриваются как как жизнеспособный вариант для общественного транспорта, так как они очень быстро заряжаются, достаточно на каждой станции разместить зарядные станции.

Кроме применения в общественном транспорте, ионисторы могут обеспечить транспортное средства дополнительной мощностью во время ускорения и подъема на холм, а также помочь восстановить энергию торможения, за счет чего могут быть полезны в качестве вторичных устройств хранения энергии в электромобилях, помогая основным батареям выровнять нагрузку.

Примеры:

  • Капабус
  • Сapa vehicle, LRV
  • Погрузчик Proton Power Systems
  • Гибридный автобус VAG
Капабус. Фото из Интернета
Капабус. Фото из Интернета

Если мы забыли упомянуть один из типов батарей - пишите в комментариях. А также делитесь, какой тип вам нравится больше.

___________________________________________________________________

Наша торгово-логистическая компания XINLE BIFUSI TRADING CO. LIMITED занимается экспортом из Китая в Россию.

Если вас интересует приобретение электромобиля (EV) или автомобиля с ДВС как азиатских, так и западных брендов, как нового так с прокатом, для себя или для перепродажи, приглашаем вам в наш Телеграм-канал https://t.me/AUTO_BIFUSI. Там вы узнаете, как заказать авто из Китая по лучшим ценам! Цены мы публикуем на нашем канале.

XINLE BIFUSI TRADING CO. LIMITED / Торгово-логистическая китайская компания Бифуси
XINLE BIFUSI TRADING CO. LIMITED / Торгово-логистическая китайская компания Бифуси