Друзья, всех приветствую! В этой статье мы поговорим о различных конструкциях штативных головок в разрезе макрофотографии. Я расскажу о плюсах и минусах, особенностях исходя из собственного опыта. Также, подскажу конкретные модели, которыми лично пользуюсь.
В макрофотографии потребность в штативе ощущается в полной мере при съемке техникой фокус-стекинга. То есть для создания снимка с большей глубиной резкости из нескольких снимков с разной дистанцией фокусировки. При таком способе съемки важно, чтобы ни объект, ни компоновка от кадра к кадру не изменялись. Иначе стек не соберется в четкое изображение – появятся двойные контуры, излишнее кадрирование и другие артефакты.
Удерживать камеру неподвижно одними лишь руками – непростая задача. Мы не роботы и исключить микродвижения мы не можем. К тому же, проблема усугубляется при увеличении масштаба и количества кадров.
Таким образом мы приходим к необходимости использования штатива. Будет он из карбона или алюминия – не так важно. А вот что по-настоящему важно, так это тип головки, которая направляет и фиксирует камеру.
Шаровые головы
Очевидно, что в основе движения данных головок находится шар. Чаще металлический, и пластиковый в моделях дешевле. Шар свободно вращается одновременно во всех направлениях. Это удобно для быстрой компоновки кадра. Особенно, если штатив стоит под неудобным углом – всего одним фиксирующим винтом освобождаются все степени свободы. И также одним винтом положение камеры фиксируется.
Преимущества шаровой головки:
- скорость позиционирования и фиксации – нужно крутить только один винт, чтобы выставить положение.
- компактность и малый вес – при одинаковой рабочей нагрузке шаровая головка будет раза в два меньше аналогичной 3D.
Недостатки:
- Меньшая точность позиционирования и свободное вращение по всем трем осям. Например, при наклоне камеры вперед изменяется также горизонтальный наклон, так как камера свободно вращается на шаре во всех плоскостях.
- Меньшая жесткость. При масштабе большем, чем 1:1 появляется эффект кивка. То есть камера как бы удерживается руками до затяжки винта фиксации шара, а после фиксации камера немного проседает. Однако этого достаточно, чтобы объект полностью вышел из кадра. Такой эффект наблюдается при съемке с масштабом 3:1.
- Сомнительная безопасносность. Если шар недостаточно зафиксировать, то камера может “клюнуть” вперед, попутно снеся объект съемки.
Я использую две модели:
Шаровая голова на штативе Vanguard VEO 2 235AB для прогулок налегке и путешествий.
Manfrotto MH494 для тяжелых сборок с макрорельсами. Крупный шар позволяет снимать на масштабах до 2:1.
Не рекомендую брать дешевые безымянные китайские варианты. Лучше ориентироваться на фирмы Benro, Manfrotto, Vanguard. Штативные головки можно спокойно покупать на Авито, так как сломать механику весьма сложно и со временем страдает только внешний вид.
Классические 3D головы
3D голова имеет 3 степени свободы, и может независимо поворачиваться в 3 плоскостях: вращаться вокруг своей оси, наклоняться вперед-назад, наклоняться в стороны (для ориентации в портретном режиме). Главное преимущество такой головы в том, что при регулировки одной степени свободы две другие не изменяются. Для управления положением камеры в каждой из плоскостей используется отдельная ручка, которая одновременно выполняет роль фиксатора.
Преимущества 3D головы:
- Точность позиционирования и средняя скорость. Поймать объект в кадр гораздо легче, чем с шаровой головой. Да и поправить наклон или положение объекта в кадре
- Универсальность. Помимо макрофотографии такую голову можно использовать и для других жанров: пейзажи, студия, портреты, астро, панорамы, архитектура и др.
- Надежность. Такие головы служат десятилетиями, так как просто нечему ломаться.
Недостатки:
- Средняя скорость позиционирования по сравнению с шаровой головой.
- Габариты и вес. Ручки-фиксаторы складываются лишь в некоторых дорогих моделях (Manfrotto MHXPRO-3W). В остальных случаях просто торчат и могут мешать при транспортировке. Также, такие головки достаточно много весят.
Очевидно, что штативная 3D головка будет более универсальным решением. Такую не страшно взять в болото, намочить под дождем или заморозить при съемке снежинок.
Я использую одну модель: Manfrotto 804RC2. Доступная и надежная голова. Вообще не требует обслуживания. Стоит около 4-5К на Авито.
Также, имел опыт работы с головой Manfrotto MK055XPRO3-3W. У нее есть дополнительные ручки для регулировки усилия сдвига. Вкладывать деньги в такую головку не рекомендую. Это как раз тот случай, когда скрестили ежа с ужом. Фрикционы не выполняют свою функцию должным образом, а пластиковые ручки потрескались после года работы.
Редукторные головы
Головка с редукторным механизмом – исключительный вариант для макрофотографа. Вместо обычных резьбовых зажимов в основании каждой ручки редуктор. Как правило, полный поворот ручки регулировки на 360 градусов приводит к перемещению всего на 7-10 градусов в любой плоскости наклона головы. Это позволяет с хирургической точностью наводиться на объект и выстраивать композицию. Истинное удовольствие.
Преимущества:
- Предсказуемость системы. Камера сдвигается ровно на столько, насколько повернута ручка. Самый точный инструмент для компоновки кадра. В процессе чувствуешь себя оператором электронного микроскопа.
- Безопасность. Ручки не крутятся сами по себе, их не нужно никак фиксировать. Камера не делает “кивок” и не “клюет”, как в случае с шаровыми или 3D головками.
Недостатки:
- Минимальная скорость работы. Даже с учетом того, что есть механизм освобождения редукторов для первичной наводки. Быстро поменять положение камеры просто не получится.
- Большие вес и размер. Дополнительные механизмы, не могут не добавлять вес.
- Сомнительная надежность в долгосрочной перспективе. В механизмы может попасть песок и тогда начнется износ редукторных шестерен. Появится люфт и перечеркнет всю точность.
- Высокая стоимость. Представителей мало, конкуренция почти отсутствует.
Я использую одну модель: Benro GD3WH. Исключительно из-за соотношения цена/качество. Также, пользователей макрорельс порадует крепление Arca-Swiss. Это значит, что рельсы типа Nisi NM 180 и 200 можно устанавливать в челюсти головки минуя штативную площадку.
Такая модель на Авито может стоить от 6К. Если хотите новую – идем на Алиэкспресс. Цены в магазинах РФ от 20К. Также, хвалят некоторые модели от Manfrotto, которые я вряд ли когда-нибудь куплю. Цена на них уже переходит разумный предел.
Выводы
Как видите, идеальных головок для любых задач не существует. Есть более универсальные модели с допустимым набором компромиссов, а есть узкоспециализированные. Приличные штативные головки не требуют обновления десятилетиями и стоит ответственно подойти к их выбору.
Кстати, для одиночных макрокадров с монопода я использую видеоголову. Если вам будет интересен такой опыт – расскажу.
Жду ваших комментариев и буду рад ответить на вопросы.