Отправляемся в Ликино-Дулево. Город знаменит фарфором и автобусами. А что еще стоит посмотреть в нем?
Добраться до города можно на электричке, которая отбывает с Курского вокзала. Доехать на поезде нужно до станции Орехово-Зуево и пересесть на автобус, следующий до Ликино-Дулево. А можно и на автобусе из столицы от метро Партизанская, также с пересадкой в Орехово-Зуево.
Деревни Ликино и Дулево, известные примерно со времен Ивана Грозного, объединились в один поселок в 1930-м году, а в 1937-м он получил статус города. Осмотр которого мы и начнем с въездной стелы. Как раз рядом с ней расположен ЛиАЗ — Ликинский автобусный завод (№ 1 – ул. Калинина, д. 1). Рядом с ним на постаменте установлен автобус ЛиАЗ 5256. Первые экземпляры которого появились в 1982 году.
Собирать автобусы начали на заводе в 1959 году. Хотя сам завод был открыт в 1937 году как Лесохимический Опытный Завод Облагораживания Древесины (ЛОЗОД) и специализировался он далеко не на производстве автобусов. 90-е годы пережил тяжело, на грани банкротства. Но предприятие выжило. Сейчас на нем применяют в производстве передовые технологии. Автобусы стали комфортабельнее и продолжают радовать горожан.
Перейдем улицу Калинина и посмотрим на еще одного автобусного ветерана ЛиАЗ-677 (№ 2 – ул. Калинина, 12). Его первый опытный экземпляр был выпущен в 1962 году. Неподалеку от него напротив спортивной школы «Феникс» сидит баскетболист-победитель. Можно присесть рядом и сделать селфи.
Дальше отправимся на Советскую улицу. В доме 34 расположен Ликино-Дулевский краеведческий музей (№ 3 – ул. Советская, 34). Находится он в казарме № 6 фабриканта Смирнова. Рекомендую хотя бы заглянуть в музей. Это не отнимет много времени.
Сегодня часть казарм еще остаются жилыми, а часть уже разбирается. По традиции заглянули в один из подъездов. Пообщались с местными обитателями. Две женщины, культурно пьющие чай за столиком, дружелюбно пригласили все посмотреть и пофотографировать. Дома постепенно выселяют. Посоветовали сходить в другую казарму № 7, она уже почти заколочена, мы не смогли туда попасть, к сожалению.
Хочу сказать, что Ликинскую мануфактуру А. В. Смирнова постигла печальная участь (№ 4 - ул. Советская, 41). Появилась она в 1870 годах. К началу 20 века здесь заработали крупные ткацкое, прядильное и красильное производства, на которых было занято около двух с половиной тысяч человек! По тем временам это очень много! Руководство строит для рабочих фабрики казармы с электричеством, водопроводом и канализацией. Рядом возводит больницу, баню, школы и церковь. Образуется целый квартал.
Но потом, в 1917 году, фабрика первой переживает национализацию. И самое страшное ждало ее в 90-е годы, которые она пережить не смогла. В 2002 году прекратила свое существование. Сейчас ее, к сожалению, разбирают, но еще можно увидеть остатки фабрики.
К сожалению, в России, текстильная промышленность пребывает в упадке. Своих тканей в стране практически нет. Остались хорошие материалы только для спецодежды, школьной формы и постельного белья. Все остальное китайское.
Идем на улицу Ленина. Такая улица, по-моему, есть в каждом городе. Здесь находится одна потрясающая достопримечательность — Дворец Культуры (№ 5 - ул. Ленина, д. 1, рядом с Дулевским парком культуры и отдыха). Построен в 1930 году для работников фарфорового завода. Архитектор – Константин Мельников. Стиль – советский авангард. Единственное его здание вне Москвы! Занимает его сейчас Культурно-досуговый центр «Дулевский» (МУК КДЦ «Дулевский»). Внутрь посмотреть не пустили, там занимаются детки. Чтобы показать внутренние убранства советского авангарда размещаю фото из открытых источников.
«Щупальцами в прекрасный бор» - так охарактеризовал клуб фарфористов сам Константин Мельников. Здание клуба состоит из соединенных вместе простых геометрических фигур – прямоугольник, ромб, усеченный цилиндр. Является памятником архитектуры.
Рядом с Дворцом Культуры еще один знаковый объект - Церковь Иоанна Богослова (№ 6 - ул. Ленина, д. 7). Каменный храм по проекту архитектора Леонида Шерера появился здесь к началу 20 века, однако достроить его помешала революция 1917 года. В советские годы в нем располагалось общежитие, потом склад. Восстановительные работы начались лишь в 1993 году на средства Дулевского фарфорового завода. Сегодня храм открыт для всех. Невероятной красоты сооружение является представителем неовизантийского стиля в архитектуре.
А теперь мы заглянем на Ликино-Дулевский фарфоровый завод (№ 7 – ул. Ленина, 15/1).
Основан он в 1832 году, когда Терентий Яковлевич Кузнецов приобрел, на тот момент незаселенные земли Дулево с целью производства здесь фарфора. Интересно, что первыми художниками при заводе были самые обычные люди, не получавшие специального образования по росписи фарфора. А потом некоторое время на заводе работал даже сам М. А. Врубель. Сегодня это один из крупнейших фарфоровых заводов в России.
В 2020-м году на площади перед заводом был установлен памятник Кузнецову Матвею Сидоровичу. Между прочим, в Ликино-Дулеве есть еще одно производство фарфора и фаянса – ООО «Кузнецовский фарфор», созданное в 1990 году. Основу коллектива составили потомственные фарфористы из династий, трудившихся на фабриках М. С. Кузнецова.
При фабрике работает магазин (2 этаж). Естественно мы его посетили, просто огромный ассортимент разнообразной посуды. Цены на любой кошелек, отоварились все! Да, народ на фабрику завозят целыми автобусами. При фабрике работает музей, очень хвалят.
И последней точкой маршрута станут казармы на ул. Володарского, д. 5 (точка № 8). В доме проживают жильцы, поговорили с ними, меняют окна на стеклопакеты за свой счет, дом не включен ни в одну городскую программу на расселение. В подвале стоит вода целый год, сырость. Так и живут. На ЦИАН попалось объявление о продаже однушки в этом доме, цена 1 400 000 руб. (уже снято с публикации). Потолки 4 метра! Жилая площадь 15,9 кв.м., кухня – 8,3 кв.м.
Поездку в Ликино-Дулево можно совместить с посещением Дрезны. Об этом городе я уже писала.