Первую и большую часть христианской Библии составляют книги Ветхого Завета. Завет означает связь, договор человечества с Богом. Затем возникает качественно новая связь человека с Богом: Бог является людям в человеческом образе, в образе Иисуса Христа. Этот новый диалог человечества с Богом изложен во второй части Библии, называемый Новый Завет.
Не все знают, что Тора (священная книга религии иудаизма) практически полностью повторяется в первой части Библии (Ветхом Завете). Различия в основном в переводе звучания Библейских имен.
Поэтому для более полной картины, читателям предлагаются параллельные тексты из Библии и Торы в их канонических переводах.
Библия совсем не простая книга.
В Священных Текстах содержатся и зашифровано огромное количество духовных знаний. Чем выше духовный уровень человека, тем по-другому он видит и воспринимает содержание Библии.
Кто-то воспринимает тексты Библии как сборники исторических рассказов. Другие видят в Библии изложение морально-этических или философских принципов. Иные пытаются разгадать за строками текста тайные мистические знания.
Предлагаю читателям свой подход.
Итак, продолжаем разбирать текст (начало было в предыдущих постах):
Библия. Ветхий завет. Бытие.
Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре.
И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сару.
И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа.
Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! Неужели ты погубишь и невинный народ?
Не сам ли он сказал мне: «она сестра моя»? И она сама сказала: «он брат мой». Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих.
И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней;
Теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои.
И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии весьма испугались.
И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? Чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают.
И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело?
Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою;
Да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою;
Когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: «это брат мой».
И взял Авимелех мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сару, жену его.
И сказал Авимелех: вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно. (20.1-20.15)
Тора. Книга Брейшит. Глава Ваера
И двинулся оттуда Авраам к югу страны, и поселился между кадешем и шуром, и остановился в граре.
И сказал Авраам о Саре жене своей: «Она сестра моя»; и послал Авимелех, царь грара, и взял Сару.
И пришел всесильный к Авимелеху во сне ночном, и сказал ему: «Ты умираешь за женщину, которую ты взял, ибо она замужем».
Авимелех же к ней не подходил, и сказал: «Господи, неужели будешь казнить и народ невинный?
Ведь он сказал мне: она сестра моя, а она сама также сказала: он брат мой. В непорочности сердца моего и в чистоте рук моих я это сделал».
И сказал ему всесильный во сне: «Так как знал и я, что ты сделал это в непорочности сердца твоего, то удержал я тебя от согрешения предо мною, и потому не дал тебе прикоснуться к ней.
Теперь же возврати жену этого человека, ибо он пророк; и он помолится за тебя, и выздоровеешь. Если же ты не вернешь, то знай, что умпешь ты и все твои».
И встал Авимелех рано утром, и призвал всех рабов своих, и пересказал им вслух все эти слова, и люди эти сильно испугались.
И призвал Авимелех Авраама, и сказал ему: «Что ты сделал с нами, и чем провинился я против тебя, что ты навел на меня и на царство мое грех великий? Дела каких не делают, сделал ты со мною!»
И сказал Авимелех Аврааму: «Что имел ты в виду, когда ты это сделал?».
И сказал Авраам: «Так как я думал – нет вовсе страха пред всесильным в этом месте, и меня убьют по поводу жены моей.
Да и вправду она сестра моя: она дочь отца моего, только не дочь матери моей, стала моей женою.
А вот, когда всесильный увел меня из дома отца моего, я сказал ей: вот милость, которую окажешь мне, — во всяком месте, в которое придем, скажи обо мне: он мой брат».
И взял Авимелех овец и скот, рабов и рабынь, и дал Аврааму, и возвратил ему Сару, жену его. (20.1-20.15)
Комментарии.
Вот уже не первый раз в Библии мы читаем подобную историю: Авраам выдает жену за сестру, ее забирают в чужой гарем. Бог угрожает карой человеку, взявшего жену Авраама в свой гарем. И тот возвращает жену своему законному владельцу с извинениями и щедрыми подарками.
Теперь Авраам отдает Сарру царю Авимелеху. Будет еще аналогичная история, когда уже сын Авраама – Исаак выдаст свою жену Ревеку за сестру и отдаст ее опять таки в гарем к другому царю, по странному совпадению также именуемому Авимелех .
Конечно смысл этих историй совсем не в пропаганде «корыстного сводничества» в составе преступной группы. Не забудем, что речь идет совсем не о семье с низкой нравственностью, предающейся из поколения в поколение.
И Авраам и Исаак во всех религиях, по-праву, считаются святыми праотцами человечества.
На самом деле, мы в очередной раз видим, как опасно читать Библию буквально, как исторический рассказ.
В действительности же, в рассказе о том, как жена выдается за сестру и отдается в гарем к «чужому дяде» описывается прохождение человеческой душой одной из ступеней своего духовного подъема. При этом повествование идет не о событиях или действиях (пошел, сказал, увидел…), а о мыслях и ощущениях души.
Поэтому в именах и названиях здесь зашифрованы различные мысли, желания, намерения, ощущения и т.д.
По мере духовного роста встречаются задачки разные по смыслу, но имеющие похожий алгоритм решения. Что бы было понятнее, приведу пример из нашей материальной жизни.
Что бы пойти с папой в зоопарк, ребенок- первоклассник должен:
— получить пятерку в школе,
— с удовольствием съесть обед, приготовленный мамой,
— ласково поговорить с папой.
Что бы получить новый компьютер ребенок-старшеклассник должен:
— получить пятерку в школе,
— с удовольствием съесть обед, приготовленный мамой,
— ласково поговорить с папой.
Таким образом, если превратить мысли, просьбы, эмоции в человеческие имена и сделать из них рассказ, то получиться две идентичных притчи о первокласснике и старшекласснике. Хотя понятно, что они решают задачи разного уровня (зоопарк и компьютер). При этом описываемый алгоритм годится только для определенных случаев и совсем не будет работать во множестве других ситуаций.
Именно поэтому в Библии встречаются очень похожие истории, где изменены лишь имена некоторых персонажей. Т.е. рассказывается о схожем алгоритме преодоления различных духовных ступенек.
Например, как можно прочитать данную притчу об Аврааме.
Во-первых сказано: «Авраам поднялся» — речь идет о подъеме на новую духовную ступень
В словах « к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре» — дается духовные характеристики этой новой ступени. Что бы не запутать читателя, я не буду пока детализировать расшифровку каждого термина.
Вспомним только, что «Авраам» – это ощущение Бога в сердце, связь с Богом, вера в Бога…
«Фараон» или как в данной притче «Авимелех» — различные мысли, направленные на эгоистическое стремление к наслаждению своего тела.
«Жена» — часть души человека, где сосредоточены более рациональные и «разумные», но и более эгоистические желания.
«Различные дары Авимелеха – овцы, скот, рабы, рабыни, верблюды и т.д.» — — различные удовлетворенные эгоистические желания человеческой души
Таким образом на новой духовной ступени человек, стремящийся к Богу (Авраам) вновь столкнулся с мыслями, уводящими его к эгоизму (Авимелеху). Например, ощущение своего благополучия, своей доброты и даже святости легко может кинуть нас к эгоистическому самонаслаждению от этих мыслей. Человек, наслаждающийся своей святостью, сразу уходит от пути к Богу.
Разум говорит человеку, что он хорош – соблюдает заповеди, слушает Бога.
Как всем этим заслуженно не гордиться. В этот момент очень легко погрязнуть в этом самонаслаждении и всякое духовное движение закончиться.
Что делать. Мы читаем продолжение притчи об Аврааме.
Надо разделить разум и веру по принципу «вера выше разума». Для этого «разум» временно занимается обслуживанием эгоистического наслаждения (Отдать жену – Авимелеху). Например, в примере со «святостью», разум может продолжать логично доказывать человеку – как он хорош. Можно принимать поклонение и любовь учеников.
За счет этого надо спасти Авраама, нашу веру и стремление к Богу. Только «верой» надо сказать себе, что впереди еще много ступеней. Что кажущаяся сегодня бесспорной «святость» на самом деле — ничто, по сравнению со святыми свойствами Бога. Затем Бог, в ответ на нашу веру, вытягивает нас на новую духовную ступень. Человек самостоятельно этого сделать не может! Это сделать может только Бог.
На новой ступени эгоизм быстро разбирается в новых правилах игры (Бог беседует сАвимелехом) и договаривается с разумом. Теперь и разум начинает понимать и оправдывать духовные законы новой ступени (Сара возвращается к Аврааму).
При этом накопленный эгоистический опыт и реализованные эгоистические желания (различные дары Авимелеха – овцы, скот, рабы, рабыни, верблюды) остаются в духовной копилке человека.
Обращу внимание еще на один важнейший принцип. Этот принцип или закон изложен в разбираемых строках Святых Книг. Для понимания важности этого закона и универсальности применения его на множестве духовных ступеней притча о жене, отданной царю, повторена в тексте несколько раз. Закон этот звучит так: «Что бы что-то получить, надо это отдать…». В жизни мы далеко не всегда так поступаем, хотя, например, многие замечали, что деньги идут к тем, кто легко к ним относится. Не мало бизнесменов жертвуют деньги на благотворительность, совсем не из душевного альтруизма. Просто, как умные и наблюдательные люди, они давно заметили действие этого закона на практике: жертвуя деньги – обычно получаешь сторицей…
Но так этот закон действует в нашем материальном мире.
В духовном мире, куда нашим душам еще только предстоит подняться – это один из основных действующих законов и формулируется он немного иначе: Альтруизм создает духовное наслаждение.
Пока, что бы окончательно не запутать читателя, об этом все…
Понравилась статья!
Покупайте хорошие книги на сайте автора Kharit.ru