Фотограф Инго Арндт наблюдал за гнездом диких пчел и получил снимки, способные рассказать главное об их жизни.
А начиналась эта история так. Арндт сопровождал ученых, изучавших пчел в дикой природе в лесах Национального парка Хайних, Германия, и его увлекла эта тема. Инго понимал, что никогда не сможет по-настоящему раскрыть секреты насекомых, если будет наблюдать за ними в искусственном ящике, спроектированном людьми, чтобы откачивать мед: ему хотелось сделать фотографии дикого гнезда.
А это задача не из легких! Даже если надеть защитный костюм пчеловода и залезть на 20-метровую высоту к кронам деревьев, где пчелы любят устраивать гнезда, ничего не получится: самое интересное, по его словам, «все равно происходит внутри дерева».
Арндт забрал из леса поваленный бук, в стволе которого было заброшенное дупло черного дятла – идеальный дом для медоносных пчел. Отпилив необходимую часть ствола, Инго распорядился, чтобы бревно доставили к нему в сад.
И стал пристраивать к 100-килограммовому бревну экран для скрытой съемки – комнатушку из фанеры со встроенной подсветкой и маленьким окошечком в задней стенке дупла, в которое можно было незаметно вставить макрообъектив. Затем он взял матку из соседней колонии медоносных пчел и посадил ее в дупло. Оставалось скрыться за экраном и ждать, держа палец на кнопке спуска затвора.
Ждать пришлось совсем недолго: пчелы-разведчицы из колонии, откуда взяли матку, быстро оказались на краю дупла. Вскоре и вся колония переселилась в бывшее жилище дятла.
За шесть месяцев Арндт сделал больше 60 тысяч фотографий, создавая иллюстрированную историю жизни диких медоносных пчел, – ни один исследователь, занимающийся пчелами в дикой природе, не делал ничего подобного. Сотни часов, проведенных за экраном, принесли свои плоды.
Когда было жарко, Арндт наблюдал, как его подопечные летали к источнику воды, который он устроил неподалеку. Там пчелы-водоносы втягивали жидкость язычками, похожими на соломинки, и летели обратно в гнездо. Внутри они передавали воду другим пчелам – тем, которые отвечали за распределение жидкости: те отрыгивали воду на соты, где влага испарялась, охлаждая гнездо. А когда температура снаружи понизилась, пчелы сцепились друг с другом ножками, формируя над сотами живое одеяло: состоящее из сцеп-ленных пчел, оно может то растягиваться, то сужаться и уплотняться, чтобы поддерживать необходимую температуру.
В некоторых случаях Арндт смог найти объяснение поведению насекомых, которое давно приводило в замешательство пчеловодов. Например, долгое время никто не мог понять, зачем пчелы грызут стенки ульев без какого-либо эффекта. Как обнаружил исследователь, внутри дерева такое поведение более обоснованно.
«Они соскребают осыпающиеся частички со своего жилища», – поясняет Арндт. Так пчелы не только удаляют, например, скопления грибков, но и формируют гладкую поверхность, на которую наносят прополис.
«Прополис – это вещество, которое пчелы собирают весной с почек деревьев, а потом обрабатывают своими ферментами, – говорит Арндт. – Он очень липкий, но пчелы производят его из-за противогрибковых и антибактериальных свойств».
Удалось запечатлеть и другие важные моменты из жизни пчел. Так, Инго сфотографировал медоносную пчелу, в полете выделяющую из железы феромоны. Никому еще не удавалось это показать.
«Мы слишком привыкли к образу пчел, живущих в прямоугольном ящике. – говорит Инго. – Они так живут у пчеловодов. Но эта жизнь отличается от той, которой пчелы жили сами в течение миллионов лет».
Почитайте еще: "Правда ли все пчелы погибают после того, как ужалят?"