Давайте немного рассмотрим историю появления восточных боевых искусств в нашей стране, предпосылки их развития, а также причины, которые этому развитию препятствовали.
Подавляющее большинство населения Советского Союза было достаточно хорошо и разносторонне образовано. Соответственно, наряду с другими областями знаний, не могло не существовать спроса и на информацию в сфере восточных единоборств. Однако политическая модель тех лет самим своим существованием препятствовала получению нужных сведений. Например, одним из факторов являлся затрудненный выезд граждан СССР за рубеж. Интересующиеся внутри страны с огромным трудом могли получить хоть какую-то информацию, не говоря уже о том, чтобы иностранное боевое искусство массово пришло в страну традиционным для стран Востока путем личной передачи знаний - от учителя к ученику.
Максимум, что изначально было доступно практически всем желающим, это статьи в научно-популярных журналах, редкие обзоры в телепередачах, а также печатные материалы самиздата или копии непонятных брошюр ужасающего качества. Например, самая первая газетная статья о каратэ в СССР появилась в 1963 г. в газете «За рубежом». Позже к этому списку прибавились западные видеофильмы, которые также передавались из рук в руки на затертых видеокассетах, по которым энтузиасты пытались учиться. Изредка доходили до библиотек или привозились в частном порядке из-за границы книги по каратэ, которые переписывались и перерисовывались вручную для дальнейшего распространения.
То есть интерес у общества был. После попадания на эту благодатную почву любых практических знаний, будь то от иностранных студентов, или тех, кто регулярно подолгу находился за границей по работе, в стране как грибы стали множиться клубы сначала с подвальным, а позже и с официальным государственным статусом, где собирались энтузиасты и тренировались так, как могли. Лишь по официальным данным каратэ в СССР занимались сотни тысяч человек. Но говорить о периоде 60-80-х годов, в этой связи, можно лишь как об истоках настоящего знакомства людей с восточными боевыми искусствами, нежели о чем-то серьёзном.
Этот начальный период был характерен исключительно практическим интересом – как побеждать с помощью чисто физических (и технических) навыков, а также путем параллельного развития силы духа. Уж чего-чего, а этого у энтузиастов всегда было в избытке. Естественно, интерес подогревался новизной, а также в своем роде экзотичностью, которая, несомненно, была свойственна восточным боевым искусствам. Разумеется, использование внешнего антуража поначалу происходило без осмысления более глубокого подтекста, свойственного процессу изучения БИ в восточных культурах. А оно и не могло произойти, так как для этого необходимо гораздо более полное погружение в понимание отличий менталитета того региона, откуда заимствован тот или иной стиль БИ.
Просто сам факт занятий каратэ в определенный период был модным, а в некоторых кругах даже престижным. Но относительно доступное в СССР каратэ по-прежнему воспринималось властями, как часть «японской самурайской доктрины», распространение которой, безусловно, противоречило советской идеологии. Неудивительно, что каратэ у нас первоначально развивалось исключительно как ударный вид спорта, а мыслей о том, как его правильно изучать и что вкладывали в понятие каратэ его создатели, за редким исключением даже не возникало. Был важен практический аспект. Прочие же БИ получили широкое распространение несколько позже, что, впрочем, не помешало им в будущем начать развиваться достаточно активно.
Эпоха упадка и развала СССР с одной стороны открыла границы и доступ к информации, а с другой принесла хаос. Ведь переходный период (а проще говоря - разрушительные «реформы») в истории любого государства закономерно приводит к снижению качества общественных взаимоотношений и уровня жизни. Отсутствие былой психологической опоры людей на стабильные социальные институты только усугубили этот процесс. За годы «реформ» в России появилось огромное количество магов, экстрасенсов, астрологов и прочих деятелей ничем не обоснованных наук, а попросту говоря, мошенников.
В те годы нередко можно было видеть, как (условно) вчерашний слесарь запросто становился потомственным колдуном, на которого готовы молиться и за которым готовы следовать тысячи людей. Многие еще помнят массовые сеансы А.Кашпировского и А.Чумака по центральному телевидению. Вот уж где был эксперимент в масштабах 1/6 части суши. А религия? Сколько людей вдруг стали верующими после появления соответствующей моды или когда это стало выгодно?
Но речь не о религии, а об общем состоянии сознания. Именно в момент психологической ломки и ослабления общества начали появляться различные секции самообороны, последователи непонятно откуда взявшихся старорусских или казачьих традиций, якобы отставные офицеры спецслужб с сокровенными "знаниями", которые раньше были засекречены или «ученики восточных монахов» всех мастей. К тому моменту, несмотря на достаточно длительную историю самбо и каратэ в СССР, сфера БИ еще оставалась, по сути, непаханым полем. А полная анархия 90-х годов делала активность всякого рода дельцов фактически безнаказанной.
Возьмем, например, популярное до сих пор «русское» направление. Оно изначально разделилось на два основных типа: реконструкции якобы древних традиций боя и рукопашный бой спецподразделений МВД, ГРУ и пр. К сожалению, эти так называемые школы продолжают успешно функционировать и в наши дни. Ради коммерческого успеха ими преподносятся собственные варианты истории, внедряется ложная информация, создается общественное мнение, т.е., по сути, осуществляется недобросовестная реклама.
«Русские» стили, как «профессиональные и самодостаточные системы с многолетней историей», физически не могли сформироваться в народе на основе кулачного боя, танцев или других развлечений. Серьезные системы по определению зарождались во всем мире (в том числе и в Японии) из воинской элиты, которой простые люди никогда не являлись. Ведь даже если бы до нашего времени дошли некие методы подготовки элитных воинских подразделений русской аристократии, то они не рекламировались бы в качестве «исконно народных».
Быть может навыки штыкового боя и рукопашной схватки в реальных боевых действиях, их сохранение и дальнейшее развитие стали источником школ «русского боя»? Весьма сомнительно, поскольку серьезные навыки могли появляться только у счастливчиков, чудом переживших несколько серьезных битв, о системности также не могло быть и речи. Фактически, структурного развития там и не могло быть. Нельзя назвать школой передачу разового (часто случайного) опыта, при средней продолжительности жизни рядового воина от одного до трех-пяти достаточно серьезных сражений. Пережившие данную статистику, были явлением единичным. Но и они соответственно меняли статус, становясь воинской элитой (аналог ухода боксеров любителей в профессионалы).
Что же касается русских военных профессионалов любого периода, то, даже если предположить, что их не до конца "выкосило" войнами, "чистками", восстаниями и бунтами, революциями, не перемололо в эмиграции начала 20 века, то все равно, глядя на сообщество современных «русских» БИ, ясно, что никаких серьезных систем и их компонентов, происходящих из таких источников, не осталось. Реконструировать то, чего уже давно нет - задача непосильная. Историческая связь здесь, к сожалению, безвозвратно утеряна.
Системности подготовки в предлагаемых народу «русских стилях» (свойственной, например, более привычным БИ) также не наблюдается. Говорят, что «русская школа боя» является естественной и максимально приемлемой для менталитета русского человека. Но где же многочисленные профессиональные последователи этой школы, где её истоки и хотя бы части от методик некогда серьезного и эффективного направления? Часто на этот вопрос отвечают так – мол, кровавые режимы уничтожили и стиль и самих уникальных носителей методики. А потом мешали развиваться тому, что осталось. Так что и из чего эти "реконструкторы" восстановили? Выходит, изобрели велосипед?
Вообще, условия для появления школ боевых искусств восточно-азиатского типа в России исторически не сложились. Причина в том, что практически все традиционные крупные восточные школы в качестве центров развития имели либо монастыри, либо самурайские кланы. Можно ли представить в виде центров развития боевых искусств христианские монастыри? Варианты с кадетскими корпусами, казачьими подразделениями или иными источниками кадров для военных профессионалов на эту роль также вряд ли претендуют. Восстанавливать целостную систему по рисункам и народным пляскам? Только этого упоминания достаточно, чтобы поставить «реконструированные» школы в один ряд боевым гопаком, а также с магами и экстрасенсами.
Пожалуй, некоторые школы «русских стилей» и можно с натяжкой отнести к относительно перспективным, но причина не в их «русскости», а в том, что используемые там элементы заимствованы из традиционных искусств и, будучи скомпонованы достаточно грамотно, они вполне могут претендовать на жизнь в качестве неплохой школы единоборств под собственной вывеской. Но это скорее исключение из правил, нежели какая-то тенденция.
Вторая группа не менее интересна. По сути, мы видим упрощенный смешанный стиль на основе каратэ (удары руками, удары ногами и элементы борьбы), пригодный например для армии. Но вот что удивительно - раньше кроме самого названия «рукопашный бой» (далее РБ, иногда с приставкой «армейский») ничего не было. РБ он и в Африке РБ. А что началось потом? РБ МВД, РБ ГРУ, РБ СМЕРШ, РБ НКВД и пр. Почему никто не хочет называться просто – РБ? Почему надо именно вот так, с красочной оберткой? Да очень просто. Название «рукопашный бой» уже никого не впечатляет, а вот СМЕРШ, ГРУ, «Альфа» – это по старой памяти должно внушать уважение и повышать ценность брэнда. То, что основатель очередной подобной школы никакого отношения никогда не имеет к тем самым ГРУ, НКВД и пр. – не важно. Всё рано никто проверить не сможет (или посчитает лишним тратить на это время), зато клиенты будут счастливы от приобщения к «секретам» легендарных спецслужб. Сплошная выгода.
А биографии этих «основателей» вы читали? Полгода здесь, полгода там, три месяца бокса и самое главное - постоянный опыт реальных уличных боёв с преступниками и хулиганами! Американские супергерои просто дети на этом фоне. А в реальности - из всех достижений – выигрыш на первенстве района в соревнованиях из двух участников.
Есть и второй вариант: допустим, глава некоей школы, "ветеран" всех возможных спецслужб, лично знакомый со всем высшим личным составом армии, ГРУ, ЦРУ, МИ-6, Мосада, Чаком Норрисом, королем Испании и даже всех их тренировал (это, кстати, не шутка, а описание реально существующего человека, каким он себя позиционировал). Хотя на самом деле все наверняка ограничилось максимум рекламным выездом в часть внутренних войск МВД с часовым показательным выступлением на потеху солдатам срочникам. Главное – чтобы факт работы с военными был документально зафиксирован. Для пиара вполне достаточно.
В этот же раздел можно включить всевозможные школы самообороны. «Приходите только к нам! За три месяца мы из вас сделаем решительного и беспощадного монстра, который будет готов убить голыми руками сотню нападающих в боевых условиях жестоких джунглей современного города!!! Спешите! Акция! Первым трём клиентам скидка 10%! В курс входят телефонные разговоры с тренером и консультации по Скайпу!» Не смейтесь, это вполне стандартное обещание большинства этих «школ» и «курсов», взятое из Интернета и уличных объявлений. Хотя если там и можно что-то получить, то только, пожалуй, забавное времяпрепровождение за немалые деньги.
Бывает и так, что сами эти дельцы являются неплохими профессионалами в вопросах, непосредственно касающихся темы их деятельности. Образование, некоторый опыт в традиционных (!!!) стилях плюс предпринимательская жилка - именно эти качества порой позволяют им весьма успешно работать в сфере реализации изобретенных ими схем и комфортно существовать годами. Если же они при этом еще и срастаются знакомствами с властными структурами, или крупным бизнесом (источники денег или возможность серьезного пиара), то получают поистине безграничные возможности. Эффективность таких систем в расчет попросту не берется. Занимаются люди, деньги платят, а большего и не требуется.
Для усиления впечатления от рекламы широко используется визуальный ряд. Классикой стиля в различных школах «русского боя», стилей «спецназа ГРУ» и всевозможных «самооборонщиков» давно стали пафосные одеяния с обилием нашивок, надписей, цветастых элементов одежды, народных костюмов, либо просто берется камуфляжная форма. Видимо это должно подчеркивать связь с армией и спецслужбами (о которой часто говорится), либо просто служить неким признаком исключительности – надел камуфляж и уже воин. Самое смешное – что это работает. Годы идут, люди уже многократно обмануты и многому научены, но до сих пор часто встречают «по одёжке».
В чём сходятся и «реконструкторы» и «модернисты», так это в своей патологической ненависти к восточным БИ в частности и к традиционным школам вообще. Ведь если посмотреть внимательно биографии большинства этих «отцов-основателей», то видно, что почти все они прошли через восточные системы или спортивные школы и ничего достаточно серьезного в них не достигли.
Здесь следует отметить, что отчасти именно молчаливое согласие профессионалов из мира БИ на такое соседство и привело к нынешнему положению дел. Неумение или отсутствие времени на донесение информации о себе, а также нежелание бороться с проявлениями мошенничества, также является одним из факторов, который способствуют безнаказанному шествию к успеху различного рода самозванцев.
Мало того, мошенники быстро развиваются. Они используют агрессивные маркетинговые схемы и даже научились находить точки соприкосновения с традиционными системами, руководство которых, к сожалению, морально созрело до ведения бизнеса. Потом они используются как прикрытие. Таким образом, ценность самих традиционных школ нивелируется. Лекарства от этого, как и признаков выздоровления, почему-то все нет. Напротив – проблемы усугубляются и, судя по всему, чтобы не потерять больного, самое время поработать скальпелем.
Надо отдавать себе отчёт, что современный мир живёт по законам бизнеса и боевым искусствам придётся это учитывать. А пока мы наблюдаем, как рынок, который вполне возможно заполнить высококачественной и недорогой «продукцией» (профессиональными традиционными спортивными школами и школами единоборств), частично насыщается дорогим и загадочным, но некачественным ширпотребом под красивой вывеской. Выгодные бизнесу идеи с помощью рекламы и других бизнес-инструментов создают нужную конъюнктуру. Человек, запрограммированный подобным образом, просто не пойдет в традиционную школу, потому что давно «знает», что «тхэквондо – это балет», «айкидо для женщин, инвалидов и хилых ботаников» и т.д. С каким же настроем он будет воспринимать информацию? Сможет ли он её вообще воспринимать? В любом случае, если качественное предложение со стороны БИ не заполняет все возможные ниши, то работает народная мудрость: "свято место пусто не бывает".
Что же получается в итоге? Сегодня мы имеем ситуацию, когда примерно треть всего спроса и предложения, или чуть больше, обслуживают официальные спортивные организации и клубы, в том числе олимпийские виды спорта. Вторая треть приходится на спортивные шоу различных промоушенов (по сути - аналог гладиаторских боёв). Немалый процент до сих пор отъедают жулики, бизнесмены, конъюнктурщики и их проекты. Оставшееся небольшое поле можно условно оставить для традиционных БИ и их последователей. И эта ситуация может длиться достаточно долго, так как тектонических сдвигов в последние годы практически не происходит.