Сбербанк запатентовал бота, который сравнивает голоса звонящих абонентов с голосами мошенников, а затем, в случае совпадения, начинает анализировать телефонный разговор в режиме реального времени. Если фразы в разговоре позволят расценивать разговор как мошеннический, бот вмешивается и прекращает звонок, сообщая абоненту о том, что его хотят обмануть.
Преимущество решения в том, что оно не опирается на базу телефонных номеров, с которых звонят мошенники, т.к. эти номера могут быть либо подменными (с чем, впрочем, очень успешно начали бороться сотовые операторы, проверяя легитимность передаваемого Caller ID), либо «одноразовыми»: номер попадает в базу уже после того, как перестаёт использоваться жуликами.
Почему бы тогда просто не анализировать все разговоры? Зачем нужен анализ голоса? Дело в том, что абсолютно все звонки в реальном времени анализировать технически невозможно – на это не хватило бы никаких существующих вычислительных мощностей. Во всяком случае, на сегодняшнем уровне развития вычислительной техники. Поэтому анализ двухэтапный: на сравнение голоса много ресурсов не нужно, при этом для анализа речи остаётся на несколько порядков меньше звонков.
К сожалению, этот способ не даёт стопроцентной гарантии, поскольку всегда может появиться злоумышленник, данных о голосе которого ещё нет в базе, однако в целом это отличный компромисс, поскольку подавляющее большинство мошеннических звонков идёт с одних и тех же колл-центров, а характерный украинский говор упрощает задачу: можно научиться не «хэкать», но интонация всё равно выдаст.
Правда, важно понимать, что пока это просто патент, а когда и как будет реализовано конкретное решение, не сообщается. Вероятнее всего, оно будет работать только для абонентов собственного виртуального оператора «Сбера» – «Сбермобайла», доля которого на российском рынке по сравнению с абонентскими базами «большой четвёрки» невелика. При этом вряд ли он может стать killer feature для привлечения абонентов – т.к. большинство людей думают, что уж их-то мошенники провести не смогут.
Впрочем, у конкурента, «Тинькофф Банка», антифродовая платформа, подкреплённая гарантией возврата денег в случае кражи (гарантия ограниченная, но это лучше, чем ничего), уже стала способом привлечения новых абонентов: в сентябре увиличились темпы прироста абонентской базы «Тинькофф Мобайла».