Ближний Восток неразрывно связан с Исламом и лошадьми. В культуре Ислама лошади играют существенную роль, что подтверждено множеством цитат Пророка Мухаммада. Лошадь - не только транспорт, но и символ веры и боевого духа. Вот почему лошади участвовали в сражениях и защите Ислама.
В Коране нередко встречается упоминание о лошадях. В суре «Аль Кахф» говорится: «Вальита олшама диму ихим вояхфосу минахум наджва» (То есть — «Их пыль окутает их, поднимаясь в небо»). Смысл здесь в том, что лошади передвигаются по земле чрезвычайно быстро .
Есть версия, что Пророк Мухаммад , например, велел давать воину, участвовавшему в священной войне верхом на коне, в три раза больше из завоеванного, чем пешему – две доли для лошади и одну для воина. Но, при этом верховой воин на верблюде, слоне или же осле не получал из завоеванного столько, сколько получал воин, сражавшийся верхом на коне, т. к. ни одно животное не сможет заменить в бою настоящего боевого коня. Пророк Мухаммад описал лошадь, как благословенного животного и рекомендовал их использовать для боевых действий. Именно поэтому, в многих сражениях, лошади играли и продолжают играть важную роль.
«Тот, кто не знает (т. е. не проявляет) уважение к лошади, участвующей в священной войне, в нем есть доля лицемерия» (Куртуби).
В книге «Шарх-уль кифаят» написано, что на войне лошадь нельзя продавать противнику, также как и нельзя продавать ему оружие. В своих чувствах лошадь больше похожа на человека. Она узнает своего хозяина и не позволяет чужаку оседлать ее.
В Коране также содержатся цитаты о лошадях, например «И довольствуйтесь лошадьми строительства и войны» (Сура 16, Аят 8).
Исламские источники также указывают на важность правильного ухода за лошадьми.
Лошадь должна содержаться в чистоте и комфорте, иметь достаточное количество еды и воды. Необходимо обеспечить лошади достаточное пространство для перемещения и отдыха.
Обязательно поддерживать чистоту вокруг лошади и удалять навоз.
Следует ухаживать за копытами и шерстью лошади.
Проводить ежедневный осмотр здоровья лошади для раннего выявления потенциальных проблем.
Смысл ухода за лошадьми.
Уход за лошадью в Исламе не только проявление заботы об этом животном, но и выражение уважения и благодарности к Аллаху за то, что он предоставил человеку такое благородное и полезное животное.
Помимо этого, уход за лошадью — это и форма самодисциплины и воспитания для человека. Заботиться о другом существе и общаться с ним помогает улучшить характер и развить милосердие и терпение.
Старательный уход за своей лошадью для мусульманина принесет ему большую награду от его Господа:
"Тому, кто очищает овес, а затем дает его своей лошади, Аллах записывает вознаграждение за каждую крупинку овса".
"Лошадь – это одно из украшений мирской жизни, благо не покинет лошади за ее огромную помощь человеку, уход за лошадью – весьма богоугодное дело для ее хозяина, а также праведный верующий сможет быть со своей лошадью даже в Раю!"
Мусульманские народы очень трепетно относились к лошадям, которые для них были не просто средством передвижения, но друзьями человека.
В книге "Шифау Судур" Ибн Аббас передает хадис Пророка:
"Когда Всевышний Аллах захотел создать лошадь, Он сказал южному ветру, что сотворит из него одно создание. Всевышний повелел ветру собраться. Ангел Джабраил (мир ему) взял частицу от собравшегося ветра, и Всевышний сотворил гнедого коня. Тогда Аллах сказал: "Я создал тебя верховым и сделал тебя арабским, и возвеличил тебя над всеми другими животными, созданными Мной". Затем Всевышний отпустил создание свое, и он заржал. На что Аллах сказал: "О, гнедой, твоим голосом Я буду устрашать мушрикинов, буду наполнять твоим ржанием слух их так, что ноги под ними будут подгибаться… " Когда Аллах создал Адама, Он предложил ему выбрать из двух животных – конем и бураком, который был в образе мула. Адам выбрал коня, и Аллах сказал ему: "О, Адам, ты выбрал величие себе и своим детям, покуда они будут живы".
В книге «Хаятуль хайван» говорится о том, что первым, кто сел на коня, был пророк Исмаил и поэтому его назвали арабским. Всевышний повелел пророкам Ибрахиму ему и Исмаилу построить Каабу, сказав, что даст им сокровище, которое хранил для них. Аллах повелел Исмаилу, чтобы он вышел и позвал это сокровище. Когда Исмаил позвал его с мольбой, которую вложил в его сердце Всевышний, то не осталось на земле ни одного арабского скакуна, не отозвавшегося на его призыв. Конь подчинился ему и позволил оседлать себя, поэтому Пророк Мухаммад говорил: "Садитесь на коней, поистине, они есть наследство вашего отца Исмаила".
Имам Ас-Субуки пишет, что его спросили о том, кого раньше создал Всевышний – пророка Адама или коня? Кто был раньше сотворен, конь или кобыла? Какую породу создал первой? Есть ли что-либо, указывающее на это в Коране или в хадисах? На что он ответил: "Конь был сотворен до пророка Адама, конь раньше кобылы, арабская порода раньше любой другой". То, что конь был создан до Адама , подтверждается аятом из Корана (смысл):
"Он тот, который сотворил вам все, что есть на земле, затем обратился к небу и устроил ее из семи небесных сводов" (сура «Аль-Бакара", аят 29).
В хадисах также существует множество упоминаний о лошадях в связи с разными событиями.
Достоинством и почетом для лошади является то, что Всевышний Аллах в Коране в одном из аятов клянется именем этого замечательного создания. "Клянусь конями тех, кто сражается на пути Аллаха, конями, скачущими, задыхаясь от быстрого бега, клянусь конями, высекающими искры из земли копытами" (сура «Аль-Адият», аят 1-2).
В лошадях есть великое благо для человека, поскольку они – его верные помощники и спутники в жизни:
"Благо (хайр) не покинет чела лошади до самого Дня воскресения, ибо благодаря им людям достанется награда в мире вечном и военная добыча в земной жизни" (Бухари).
Злые духи не приближаются к дому, где есть лошадь:
"Поистине, шайтаны не приближаются к дому, в котором есть лошадь, и убегают от ее ржания" (Куртуби).
Арабский конь, по воле Всевышнего, может обращаться к Нему с мольбой о том, чтобы стать любимцем своего хозяина:
Поистине, нет ни одного арабского скакуна, которому не было бы дозволено обращаться (к Аллаху) с мольбами во время рассвета, произнося такие слова: "О, Аллах, Ты подчинил меня, кому захотел, из сынов Адама, так сделай же меня для него более любимым, чем его семья и имущество" (Ахмад, ан-Насаи).
Один из сподвижников по имени Абдуррахман ибн Саида рассказывал, что он так сильно любил лошадей, что как-то спросил Посланника Всевышнего:
"О, Посланник Аллаха, будут ли в Раю лошади?». На что он ответил: «О Абдуррахман, если Аллах введёт тебя в Рай, то у тебя будет там лошадь из яхонта с двумя крыльями, на которой ты будешь летать, где пожелаешь" (Байхаки).
Также в хадисе от Ибн Ади есть сведения, что обитатели Рая будут посещать друг друга на породистых, драгоценных лошадях.
Верховая езда и ее польза для здоровья.
До сих пор неотъемлемой частью воспитания во многих знатных и богатых семьях является обучение детей верховой езде. Современные научные данные подтверждают пользу этого средства для восстановления здоровья человека.
В пророческих сообщениях многократно подчеркивается польза конного спорта, которому следует обучать своих детей:
"Стреляйте же из лука и ездите верхом…" (Абу Дауд).
"Любое занятие, где нет поминания Аллаха, является забавой или отвлечением. Исключением являются четыре (случая): хождение от цели к цели (тренировка в стрельбе), верховая езда, игры с женой и обучение плаванию" (Табарани).
Передается, что Пророк поощрял своих сподвижников в устройстве скачек верхом на лошади, а также награждал призами победителей (Ахмад). Однако, он не поощрял устройство скачек, как азартных игр, когда люди делают ставки на различных лошадей, и тот, чья лошадь придет первой, забирает себе весь выигрыш. Об этом имеется специальное указание в хадисе, где лошадь, предназначенная для выигрыша с ее помощью на скачках, называется "лошадью сатаны":
"Имеются три вида лошади: лошадь Милостивого (т.е. Аллаха), лошадь человека и лошадь сатаны. Лошадь Милостивого предназначена для деяний на пути Аллаха, поэтому ее корм, навоз и многое другое является благом. Лошадь сатаны предназначена для азартных игр и ставок. А лошадь человека – это та лошадь, которую человек использует для своих личных нужд" (передано Бухари и Муслимом).
Таким образом лошадь в Исламской традиции больше, чем просто животное, живущее рядом с человеком.
Благодарим, что прочитали.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, там ещё больше интересного https://t.me/horsesecrets