По словам Сергея Лукьяшко, этот курган можно было найти только по особенному глинистому светлому пятну, поскольку в результате систематической распашки насыпь, возведенная при его создании, сровнялась с поверхностью земли. Ученый считает, что курганов на этой территории было гораздо больше, но все они были распаханы – уничтожены сельхозработами, которые здесь ведутся уже более 200 лет. В центре курганной насыпи ученые и студенты ДГТУ обнаружили несколько последовательно осуществленных погребений взрослых и детей.
– Мы видим, кто раньше был похоронен, кто позже, тем самым выстраиваем хронологическую табличку – что за чем следует. Сейчас работаем над самым крупным погребением. Предположительно, это погребение эпохи средней бронзы – начала второго тысячелетия до нашей эры, – добавил Сергей Лукьяшко. – Кости скелета отправлены в лабораторию на анализы, по ним можно определить болезни, причину смерти, возраст умерших. По сути, эти погребения – исторический документ, та самая нить, связующая нас с людьми, которые жили здесь 4 000 лет назад.
Одна из задач экспедиции в зоне водораздельной террасы Дона и Кагальника под руководством Сергея Лукьяшко – не допустить разрушения ценных археологических объектов.
– Для меня интерес вызывают прежде всего скифские погребения. Поэтому я нахожусь в поиске именно этих погребений. Но в современной археологии сложилась, к сожалению, такая ситуация, когда специалисты едва успевают раскапывать те объекты, которые подпадают под спасательную археологию. Плановых экспедиций нет, но есть исторические проблемы, которые должны решаться с помощью археологии, – рассказал Сергей Лукьяшко. – На территории Азовского района я работаю уже 50 лет, знаю здесь все курганы. За это время у меня сложились хорошие отношения с местными жителями. Раскапывать курган я собирался не совсем в этом месте, но мне позвонил хозяин этого участка и попросил срочно приехать. В июне этого года прошли сильные дожди, он обрабатывал земли в начале июля, и его комбайн провалился в яму. Поэтому пришлось отменить плановые работы и заняться спасением гибнущего памятника.
В результате раскопок удалось установить, что яма образовалась вследствие обрушения камеры катакомбы: свод этой камеры простоял 4 000 лет и обрушился после интенсивных дождей под весом комбайна.
– Наша задача – бережно относиться к той территории, на которой мы живем, а также изучать ее – тех людей, которые здесь жили, чем они занимались, какая у них была культура, – прокомментировал ректор ДГТУ Бесарион Месхи. – За прошедшие 7–8 лет полевых исследований нам удалось многое найти и сохранить. Ведь раскопки – это способ сохранения сведений об археологических находках, которые переносятся на бумажные и цифровые носители и продлевают жизнь объектов культурного наследия.
Ученые планируют продолжать раскопки, есть договоренность с владельцами участков. ДГТУ финансирует проведение раскопок и организует практику студентов-археологов. Также вуз получает поддержку от комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области при Правительстве РО.
– Мы занимаемся раскопками здесь уже третью неделю. Копаем, расчищаем погребения, зачерчиваем то, что нашли, фиксируем каждый объект по отдельности. После археологической практики я всерьез заинтересовалась раскопками и езжу в различные экспедиции по области, – поделилась студентка 2-го курса кафедры «История и археология культуры» ДГТУ Юлия Сенченко.