Что нужно сделать, чтобы вырастить грамотных производственников? Нужны ли физико-математические классы в школе? Много ли старшеклассников четко видят свое будущее? Об этом и многом другом в нашем материале.
Школьники Самары не «шапочно» знакомы с предприятием ОДК-Кузнецов. Эти ребята имеют четкое представление о том, что такое современный завод, и куда надо идти учиться, чтобы получить не просто востребованную профессию, но и обеспечить себе карьерный рост.
У предприятия ОДК-Кузнецов, которое является лидером отечественного двигателестроения, два опорных вуза – Самарский университет и СамГТУ. Кроме того, количество опорных школ предприятия увеличивается, сейчас их 18, в первую очередь, в которых реализуется физико-математическое направление.
«Компас 3D» для старшеклассников
Иван Яшков, студент 5 курса Самарского университета, техник-конструктор ОДК-Кузнецов: Я стоял у истоков проекта «Компас для школьников» и являюсь одним из первых преподавателей для старшеклассников, преподаю моделирование и развиваю проект «Компас». Сейчас мы с коллегой, Иваном Сергеевым, являемся старшими преподавателями программы.
Компания «Аскон», которая является разработчиком отечественного программного обеспечения, в том числе, «Компаса 3D», активно взаимодействует с IT-службой предприятия, конструкторским бюро, технологами.
Мы узнали, что лицензии к программному обеспечению для школьников не требуют оплаты, то есть бесплатные. Тогда возникла идея внедрить программы в опорных школах предприятия.
Решающим для организации учебного курса стало то, что современные школьники не имеют представление о черчении, у учеников не сформировано пространственное мышление, которое является ключевым навыком для конструктора.
На наших занятиях ребята учатся моделировать объекты в 3D. Это навык крайне полезен для тех школьников, кто планирует связать свою карьеру с технической профессией. И еще важно – таким образом дети знакомятся с деятельностью нашего предприятия – лидера двигателестроения ОДК-Кузнецов.
Я студент-«целевик» ОДК-Кузнецов, это значит, что все мои учебные практики проходили на предприятии, а сейчас я уже работаю на предприятии. Коллеги из учебного центра предложили попробовать мои силы в качестве наставника и стать руководителем технического кружка. Первые полгода я работал в школе один как преподаватель. Сам придумывал план урока, составлял программу для обучения учащихся 7-8 классов. Затем подключились другие ребята-«целевики», а за мной закрепилась позиция старшего. Сейчас, помимо занятий с детьми, я помогаю и начинающим наставникам.
За полтора года у меня накопилось достаточно забавных историй, связанных с идеями учеников распечатать созданные под моим руководством в «Компасе» 3d-модели разных деталей.
Иван Сергеев, студент 3 курса проекта «Крылья Ростеха» Самарского университета, инженер-конструктор ОДК-Кузнецов: Меня заинтересовала программа «Компасе для школьников», но я думал: как заинтересовать школьников седьмых-одиннадцатых классов, как их увлечь конструированием? Но увлечь семи- и одиннадцатиклассника – две разные задачи. Для седьмых классов нужно, в первую очередь, объяснить, почему это интересно и дать широкие возможности - ребята могут создать все, что захотят, начиная от чехла для телефона и заканчивая деталью конструктора «Лего». А когда наши ученики познали азы и поняли, как работает программа, они сделали те изделия, которые приходили им на ум. Например, у нас проходили конкурсы вроде «Построй лучший самолет», делали вертолеты.
Школа Сергея Павловича Королёва
Ученики «Компаса для школьников» из опорных школ ОДК-Кузнецов участвовали в летней смене «Школы Королева», которую организовал Самарский университет.
Здесь ребята на практике познакомились с 3D-печатью, изучили подробно компьютерные технологии, полностью моделировали сложный с технической точки зрения предмет – редуктор авиационного двигателя, включая корпуса, шестеренки, валы и другие детали.
Важно, что наша программа развивается. И впереди еще путь, пройдя который, мы сможем оценить результат и наш прогресс. Мы понимаем, куда расти, что нового - творческого и технического – придумывать. Например, если на предприятии ОДК-Кузнецов разрабатывается новый двигатель, предлагаем школьникам выполнить его деталь, приносим в школу макет, чтобы ребята моли сделать замеры, перенести данные в компьютер, а потом самостоятельно сделать 3D-печать.
Новые программы обучения
По словам руководителя учебного центра ОДК-Кузнецов, проблемы подготовки кадров сейчас стоят очень остро не только на предприятии, но и во всех отраслевых региональных предприятиях в целом. Поэтому в процесс подготовки специалистов включаются все уровни образования и начинают работу по подготовке кадров уже со школы.
Мы сыграли на опережение, начав заниматься этим раньше, еще в 2019 году, потому что увидели: если не построим работу в школах, то не получим «целевиков» нужного нам высокого уровня знаний. А если не будет «целевиков», значит, гарантированно, не будет тех работников, которые не формально отучились, а уже подготовлены к работе на предприятии.
По большому счету, сейчас зарождается некая параллельная педагогическая система. Мы выстроили партнерские отношения с педагогическим университетом, в ближайшее время будем обсуждать, каким образом подтянуть наставников в плане педагогического образования, чтобы они получили необходимую базу на профессиональной площадке. Сейчас мы запускаем проект совместно с педагогическим университетом по поддержке учителей физики.
Представители ОДК-Кузнецов приходят в школы и общаются с детьми и родителями, и они уже иначе воспринимают завод: не как старые промасленные станки и работников в синих халатах из советских фильмов, а как новейшие высокотехнологичные комплексы, обладающие передовыми технологиями и современными подходами к процессу.
Ведь авиационное двигателестроение – одна из самых высокотехнологичных отраслей.
Много ли школьников к 11 классу четко видят свое будущее?
Как правило, выпускник не знает, куда дальше идти. Только единицы, не более 10%, имеют понимание, чем будут заниматься дальше. Для этой категории школьников имеют значение финансовая сторона вопроса и перспективы карьерного роста. Поэтому в первую очередь необходимо обрисовать перспективы. Поэтому и появляются такие программы, как «Крылья Ростеха», «Инженерный старт» или «Компас для школьников».
Профессия инженера-конструктора сейчас так же актуальна, как и программист. Программистов сейчас достаточно много, а в конструкторах предприятия испытывают недостаток. Наша задача – объяснить школьникам перспективы и востребованность профессии, в том числе, что раз в квартал стабильно увеличивается зарплата инженера-конструктора.
Мы стараемся транслировать ученикам: смотрите, мы стоим перед вами, - заряженные на результат, способные общаться с вами на одном и том же языке. Их очень радуют и мотивируют наши достижения. Ведь я могу не только выполнить техническую задачу, например, расчет узла двигателя, моделирование нового объект. Школьники понимают, что «технарь» может реализоваться и в творчестве. Считывают: «Если я пойду по его стопам, то буду также развиваться». Многие ребята, которые сейчас поступают на программу «Крылья Ростеха», - это те, кого я обучал, когда они были школьниками. И я вижу, что они готовы сделать больше, ярче, интереснее, включая подачу материала и работу на производстве.
Собственная обучающая платформа
После первого учебного года и летнего интенсива со школьниками у нас родилась идея: почему бы не написать единую программу не для одной нашей школы, а для всех опорных школ? Ведь наши ребята смогли с нуля смоделировать редуктор газотурбинного двигателя и распечатать его на 3D-принтере, значит, наша система обучения работает.
Так появился курс. В него войдет уже разработанный материал, включены видео-лекции. Каждое занятие будет систематизировано на интернет-платформе, станет доступным 24/7, там будут и домашние задания, и самостоятельное обучение.
В качестве площадки мы использовали 3d-платформу. Она удобна и администраторам, и школьникам, которые открывают сайт и могут просматривать уроки, журнал оценок за их выполнение.
Платформа появилась в результате кропотливой работы в течение года, нашим микро-экспериментам на уроках. Принцип, которого мы придерживались, известен всем: «Скажи мне – я забуду, покажи – я запомню, дай сделать – и я пойму».
Задайте вопросы в учебном центре ОДК-Кузнецов:
Юлия Ферапонтова yv.ferapontova@uec-kuznetsov.ru
Куратор образовательной программы «Крылья Ростеха» на предприятии ОДК-Кузнецов Юлия Каштанова yn.kashtanova@uec-kuznetsov.ru
Узнайте о программе и подайте заявку на сайте https://student.rostecwings.ru