Найти тему
И Star и млад

Весна, лето, осень, зима... и снова весна. Визуально ошеломляющее произведение искусства.

Весна, лето, осень, зима... И снова весна.

Режиссёр: Ким Ким Дук

Страна: Корея, Германия

Год: 2003

Первая "весна" знакомит нас с двумя нашими главными героями: старым монахом (О Ен Су) и его учеником-ребенком (Со Чжэ Ген) - ни одному из них никогда не дают имени, что является нашим первым намеком на то, что это должна быть универсальная история. Они живут в храме, плавающем на озере в горах, где старый монах обучает мальчика законам природы и жизни. Однажды мальчик отправляется на разведку и от скуки привязывает камень к трём разным животным: рыбе, лягушке и змее. Монах наблюдает, как мальчик смеется от восторга, наблюдая за борьбой животных. Пока мальчик спит, монах привязывает к его спине большой камень в качестве наглядного урока и сообщает мальчику, что он уберет камень, только если мальчик пойдет и освободит трех животных - но если кто-то из них умрет, этот камень он будет носить в сердце всю оставшуюся жизнь.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

"Лето" застает мальчика, достигшего позднего подросткового возраста (его сейчас играет Ким Ен Мин), когда женщина (Ким Чжон Ен) приводит свою дочь-подростка (Ха Е Чжин), чтобы та излечилась от духовного недуга. Как и положено молодым людям, эти двое начинают заниматься сексом, прячась от монаха, пока однажды днем он не замечает их спящими вместе в лодке. Он замечает, что, по-видимому, это было то лекарство, в котором нуждалась девочка, но теперь, когда мальчик познал плотское наслаждение, он больше не может оставаться в храме: любовь и похоть порождают собственничество и ревность, а это грехи, которые нельзя переносить в этом месте духовного покоя. Двое молодых людей уходят.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

"Осенью" старик разворачивает рыбу из газеты и замечает заголовок, в котором говорится, что его бывший ученик, а ныне взрослый мужчина (которого играет сам режиссер), убил свою жену и скрывается. Достаточно скоро мужчина прибывает в храм, прося убежища; вскоре после этого прибывают двое полицейских (Чжи Дэ Хан и Чхве Мин), требуя, чтобы монах отпустил беглеца. Но сначала он должен вырезать ряд символов, которые монах нарисовал на дереве храмовой баржи, и тем самым избавиться от боли, страданий и ревности своей души. Сделав это, мужчина мирно отправляется с полицией. Монах, понимая, что его жизнь кончена, закрывает лицо бумагой и садится в лодку, которую затем поджигает.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Наступает "зима", и человек, освобожденный из тюрьмы, находит останки своего старого учителя и предает их земле. Затем он начинает тренироваться сам. Ночью женщина (Пак Джи-А) приносит ребенка в храм и кладет его у двери; выбегая через замерзшее озеро, она падает в яму и тонет. Мужчина находит ее и забирает ребенка.

... и снова наступает "весна", и новый монах обучает своего юного ученика, который предпочел бы получать удовольствие, мучая местных животных.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Это спокойный фильм, где отсутствие диалогов подчеркивает созерцание мира природы и необходимость преодолевать мирские соблазны. Это щедрый и привлекательный фильм, который должен заинтересовать как новичков, так и более искушенных в буддизме людей своей чистотой и сильной моральной целью, но его величие может быть оценено благодаря потрясающе красивому и тревожащему визуальному великолепию и иррациональному отношению к жизни.

Соответствующий своей тематике, фильм создает созерцательное, медитативное настроение, которое побуждает зрителя размышлять даже больше, чем большинство фильмов с длинными неподвижными кадрами, ни о чем конкретном. Она буквально оформлена таким образом, что побуждает нас думать о ней как о презентационном произведении, а не как о драме персонажей: каждая новая глава начинается с того, что ворота, ведущие к озеру, открываются подобно поднимающемуся занавесу. Таким образом, повествование о достижении совершеннолетия, которое в противном случае могло бы показаться банальным, становится чем-то вроде притчи: мы специально смотрим на мальчика и его восхождение к более глубокому пониманию мира и своего места в нем не как на учебную модель (это буддийская притча, а не христианская), а как на инструмент для размышления и лучшего понимания того, кто мы такие и как мы живем.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Главный герой в этом фильме - жизнь, а соперники - время и перемены. И чтобы быть живым, вы должны примириться с обоими этими противниками.