В СМИ и ряде телеграмм каналов появилась информация о планах депутатов Государственной Думы внести изменения в ФЗ “Основы законодательства РФ о нотариате”, установив обязательное требование о видеофиксации процесса совершения нотариальных действий определенных категорий граждан. Так, глава фракции ЛДПР в Государственной Думе Л. Слуцкий считает, что необходимо в обязательном порядке фиксировать на видео процесс совершения сделок с недвижимым имуществом гражданами старше 60-летнего возраста.
«Граждане пенсионного и предпенсионного возраста зачастую являются целевой аудиторией мошенников. В отношении недвижимости риски пожилых людей существенны — опасность остаться без своего основного и порой единственного актива, а значит, и без права на обеспеченную и достойную старость», — сказал Леонид Слуцкий.
«Судебная практика демонстрирует множество примеров, когда, заключая сделки по продаже недвижимости, пожилые люди полагают, что не продают, а лишь сдают помещение в наем, регистрируют в нем временно третье лицо или продают жилое помещение с правом пожизненного проживания в нем или содержания. Однако оспорить сделку, совершенную в присутствии нотариуса, затруднительно. В среднем только 6% подобных сделок оспаривается. Требование видеофиксации снизит количество мошеннических действий. Результаты видеофиксации будут служить доказательствами и в пользу продавца, подтверждающими, например, что сделка была на самом деле направлена на иные правовые последствия» - считают в ЛДПР.
Коллектив Фонда поддержки пострадавших от преступлений положительно относится к данной инициативе.
Важно отметить, что право фиксировать на видео совершение нотариальных действий нотариусы получили с 1 июля 2015 года (п. 7 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ). В целях реализации указанного права Федеральной нотариальной палатой в ноябре 2015 года был разработан “Порядок использования нотариусами средств видеофиксации и хранения материалов видеофиксации”.
Материалами видеофиксации признаются не только видеозаписи, но и фотографии, а также аудиозаписи. Нотариус вправе разместить в своем кабинете стационарную камеру либо использовать для записи нотариального действия мобильное устройство. Последнее может применяться также, если нотариус оказывает услуги вне помещения нотариальной конторы. При этом клиенты нотариуса должны быть предупреждены о том, что ведется запись. В Порядке закреплены требования к проведению видеозаписи. Так, в объектив камеры должно попадать лицо человека, от имени которого совершается нотариальное действие (или людей, если к нотариусу обратились несколько человек). При этом обзор не могут загораживать посторонние предметы. Видеозапись должна содержать указание на дату и время ее совершения и иметь разрешение кадра в пикселях не менее 640 на 480.
Видеофайлы должны храниться не менее пяти лет. На нотариусов возложена обязанность определить место и способ хранения записей, перечень имеющих доступ к ним работников и т. д. Отдельно подчеркивается, что нотариусы должны предотвращать несанкционированный доступ к видеозаписям.
Предусмотрено, что материалы видеозаписи относятся к персональным данным и подлежат защите. Допускается передача записей по требованию суда, прокуратуры, органов следствия, а также по запросу нотариальной палаты в связи с возбуждением дисциплинарного производства в отношении нотариуса.
Согласно ст. 17 ФЗ “Основы законодательства РФ о нотариате”: “Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, если иное не установлено настоящей статьей.”
По опыту специалистов Фонда в крупных городах добросовестные нотариусы уже много лет применяют видеозапись совершения нотариальных сделок по отчуждению недвижимости, совершаемых пожилыми людьми. Кроме того, фиксация нотариусом сделки на видео, является значимой гарантией нового собственника недвижимости. Нередко покупатели сами ищут нотариуса, который проведет нотариальное удостоверение сделки с видеофиксацией.
Однако принимаемые изменения должны быть обязательными для всех нотариусов в РФ, а отсутствие обязательной видеозаписи, само по себе , должно служить основанием для признания сделки незаключенной. В противном случае мы получим массу сделок, где по документам запись проводилась, а вот предоставить ее для проверки будет нельзя по различным “техническим” причинам.
Кроме того, по нашему мнению было бы целесообразно разработать механизм упорядоченного направления и хранения видеозаписей совершения нотариальных действий, по которым будет предусмотрена обязательная видеофиксация в нотариальной палате субъекта РФ.