К фундаментам самых старинных зданий Питера у меня особое отношение. В этот раз в Польском архиве была найдена интересная литография с планом в разрезе Смольного собора с фундаментом.
Я бы не сказал, что Смольный собор имеет большую высоту, но его фундамент имеет приличные размеры и достаточно сильно утолен в грунт по сравнению современным видом собора.
Оказывается под центральным входом собора есть три арочных свода. Предположительно это могли быть входы в подвальные помещения.
И еще один нюанс. Эти арочные своды не должны были быть под грунтом. Они должны были быть открыты для свободного подхода к ним. Иначе не было бы никакого смысла строить их так изысканно.
А если эти своды не были закопаны изначально в грунт, то и почти весь фундамент тоже должен был быть на поверхности кроме свай и самого нижнего яруса фундамента.
Так же хочу отметить, что фундамент на 99% был из белого камня.
ПИТЕР ДРЕВНИЙ БЕЛОКАМЕННЫЙ !!!
И меня не оставляет в покое пирамидальная геометрия фундамента, прямо как стены у всех фортификаций Питера и Лен. области. Один-в-один.
Честно говоря, такое впечатление, что собор был построен на фундаменте крепости-звезды.
По поводу пирамидальной геометрии стен и фундаментов крепостей-звезд можно самостоятельно убедиться либо в моих публикациях на эту тему, либо в сети интернет.
►От чего даты на литографии указаны 1760-1969 года?
►От чего внешний вид собора разный на литографии и на фото сегодняшнего дня.
Ответ
WIKI► В 1967 году началась реконструкция собора, после которой здесь разместили экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра», повествующую о текущих достижениях и перспективах развития города. Иконостас собора был демонтирован только в 1972 году, когда страна отмечала 50-летие образования Советского Союза.
В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал. В июле 2001 года во время урагана с центрального купола собора упал шестиметровый золочёный крест, в крест попала молния, его основание надломилось, и крест вонзился в кровлю. 12 апреля 2004 года крест был возвращён на место после реставрации.
Летом 2004 года Смольный собор вошёл в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», куда входили кроме Исаакиевского и Смольного соборов также Сампсониевский собор на Выборгской стороне и церковь Воскресения Христова (храм Спаса-на-Крови). В Смольном соборе проводились концерты хоровой музыки силами хора самого собора, академического Хора любителей пения при Государственной академической хоровой Капелле Санкт-Петербурга и др. Было закуплено и установлено светомузыкальное и проекционное оборудование, включая небольшой современный орган. Был открыт доступ на смотровую площадку с видом на город на верхнем ярусе здания.
Какие мысли друзья?
Пишите в коммент-обсудим.
Электронным ресурсом Польского архива со мной поделился мой соратник Алексей Н. За что выражаю ему благодарность