В годы Семилетней войны для Русской Армии была достаточно острой проблемой многочисленная прусская агентура в её рядах.
Король Пруссии Фридрих II Великий уделял огромное внимание организации разведки, созданию широкой шпионской сети. Во многом его усилиям способствовал тот факт, что в Русской Армии служило много иностранных офицеров (в первую очередь немцев), в том числе в высшем командном составе. Многие из них не любили Россию и русских и входили в непосредственную связь с прусской разведкой и становились шпионами. Словом, в этой части командного состава и короля Фридриха было немало пособников с помощью, которых он ослаблял страшную для него силу – Русскую Армию.
Облегчал работу прусским шпионам и тот факт, что контрразведывательная служба в Русской Армии была в первые годы войны слаба.
В тот период государственную безопасность обеспечивала Канцелярия тайных и розыскных дел. Её руководитель – Александр Иванович Шувалов (1710-1771). Но Канцелярия была сосредоточена в первую очередь на пресечении заговоров против императрицы Елизаветы и на противодействии политического шпионажа, военной контрразведки уделяла мизерное внимание.
Поэтому большую роль в раскрытии прусских шпионов в Русской Армии играла инициатива ответственных и добросовестных русских офицеров. С другой стороны, неприязнь (а часто откровенная ненависть) русских солдат и офицеров (часто абсолютно заслуженная) к немецким офицерам часто делала последних объектами пристального внимания и разработки.
В итоги Русская Армия в Семилетней войне преодолев многие недостатки, стала первоклассной боевой организацией. А в командовании продвинулись многие талантливые русские офицеры и генералы. Подстроилась под противника и русская контрразведка. Усилиями русских контрразведчиков и офицеров Русская Армия во многим очистилась от прусской агентуры, её организм оздоровился.
В январе 1756 г. был арестован прусский шпион Иван Зубарев – его заданием было поднять бунт против императрицы Елизаветы. В том же 1756 г. был арестован прусский шпион – подполковник Русской Армии Блом, собиравший сведения о русских войсках.
В 1757 г. был арестован кадровый прусский разведчик в Русской Армии – капитан Ламберт (работал под прикрытием английского офицера). В том же 1757 г. был арестован французский шпион Мейсонье де Шуазель, но так как Франция была в тот момент союзником России он был отпущен.
В 1757 г. были арестованы прусские шпионы барон Ремер, Ламберт Стампель и Эрик Стампель.
В том же 1757 г. были арестованы прусские шпионы полковник Нарвского гарнизона Сванте Блюм и нарвский комендант барон фон Штейн – были взяты с поличным на передаче секретных сведений Пруссии.
В 1757 г. был разоблачён прусский шпион – вахмистр Молдавского гусарского полка Келлер, но смог бежать. Данный шпион имел доступ к документам командующего Русской Армии фельдмаршала С. Ф. Апраксина.
Позже в 1757 г. был арестован командующий Русской Армией Степан Фёдорович Апраксин, который приказал после победы русских войск в сражении при Гросс-Егерсдорфе начать позорное отступление.
В 1758 г. были арестованы и осуждены прусские шпионы капитан Альбрехт Ключевский и драгун Абрам Дейхман. За добывание секретной информации для Пруссии в том же 1758 г. году под следствие попал прапорщик Павел Калугерович.
В 1759 г. арестованы и осуждены прусские шпионы: инженер-поручик Фридрих Теш и вахмистр Мартин Келлер.
В 1761 г. арестован и осужден прусский шпион Даниил Фишер, а также прусские шпионы Лоэ и Мартин Петерсен. 19 июня 1761 г. был арестован генерал-майор Русской Армии уроженец Саксонии граф Готлиб Курт Генрих Тотлебен. До этого был арестован его связной – силезский купец Исаак Сабатки, который дал показания на Тотлебена.
Таким образом, прусский шпионаж, как и прусская армия и вообще Пруссия, потерпели полное фиаско в борьбе с Россией. Блестящие победы Русской Армии в сражениях при Гросс-Егерсдорфе, Пальциге и Кунерсдорфе, взятие русским войсками Кёнигсберга, Берлина и Кольберга поставили на колени прусскую армию и Пруссию на грань катастрофы, а короля Фридриха заставили бежать с поля боя.