Мой первоклассник вдруг начал путать, где право и лево. За ним такое наблюдалось и раньше, но потом он снова "вставал на лыжи". И как бы я ещё поняла, если б ему было лет пять, но сейчас-то уже семь.
Несмотря на это, в пространстве он ориентируется хорошо (ну, в смысле не идёт с магазина налево, знает, что дом справа, только забывает как это "справа" называется), своим телом владеет тоже отлично. С чем связан этот небольшой откат на фоне прочих успехов и достижений, мне пока непонятно. Но ситуацию исправлять надо. Покажу, что мы для этого делаем, вдруг ни у одних нас такие проблемы.
Настольная игра "Левое и правое"
Очень мне нравятся настольные игры-пособия Татьяны Барчан. Можете посмотреть на "Лабиринте", у неё огромный выбор таких помощников для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Цена на некоторые такая... забористая, но оно того стоит.
В данном случае расскажу об игре "Левое и правое. Турнир по ориентировке в пространстве. 6+".
Игра идёт в плотной картонной коробке, в набор входят 12 игровых полей и 36 карточек с заданиями.
По сути, это лото. Каждому игроку вручается по одной большой карточке (игровое поле), а маленькие, с фигурками-схемами остаются у ведущего.
Как мы играем: я достаю схему и тот игрок, чьему игровому полю она соответствует, должен её сначала описать ("Спортсмен стоит на левой ноге, правая нога вытянута назад, руки подняты вверх"), потом по возможности показать на себе. После этого он забирает карточку и ставит на своё законное место.
Далее карточки переворачиваются и если ребёнок всё сделал правильно, то из них можно собрать слово — название вида спорта, изображённого на игровом поле.
Нравится ли детям такая игра? Обоим она даётся трудно, видимо, где-то я что-то в развитие упустила. Старший плохо зеркалит, то есть он отлично знает, где, с его точки зрения, право и лево, а вот смотря на другого человека или в данном случае на картинку, затрудняется. Я прямо вижу, как он в уме ставит себя на место другого и пытается сориентироваться.
Младший вообще психует "с вашими право и лево", но зато оба балдеют, когда пытаются повторить позы спортсменов. Что тут начинается! И хохот, и валяние по полу. Особенно если на голову встать надо или ещё какой кульбит вытворить.
Но игра мегаполезная! Во-первых, это ориентировка в пространстве, само собой. Во-вторых, надо же соотнести изображение человека со схемой. В-третьих, позу повторить, а это мощная разминка не только для тела, но и для ума. Ну и в-четвёртых, узнаём тонкости отдельных видов спорта и расширяем словарный запас!
Я игрой довольна во всех отношениях. Пользу и результат мы увидели практически после первой же игры. Плюсом эстетическое удовольствие, прикольные рисунки, плотные карточки, приятная на ощупь коробка. Вот уж точно — своих денег сто́ит.
Пособие "Графические диктанты"
Этих пособий я набрала целую кучу ещё когда мой старший готовился к школе. Брала в FixPrice, но специально посмотрела, на "Лабиринте" их любых пруд пруди. Мы сейчас проходим вот это, от Олеси Жуковой.
В чём суть: вы диктуете малышу: "Одну клетку вправо, две вниз, одну влево" и в итоге у ребёнка на листе получается полноценный рисунок.
Если не получился, значит, где-то ошибся. Можно всё аккуратно стереть и попробовать ещё раз.
Такие пособия незаменимы для будущих учеников. Когда мой старший сын учился в первом классе, учительница на собрание прям спросила у меня, как это я его так "выдрессировала", ведь он единственный, кто понимает, что нужно делать, когда она просит отступить откуда бы то ни было n-ое количество клеток. Было очень приятно.
Резинка на руку
Самый простой и весёлый способ. Янчик надевает на правую руку мою резинку для волос, и я начинаю давать ему смешные поручения: "Оттяни левой рукой правое ухо", "Схватись правой рукой за кошку", "Попрыгай на левой ноге, а правой рукой маши, как крылом и чирикай". Это отличное упражнение, заставляющее работать и мозг, и тело, и всё в комплексе.
Вот такие нехитрые занятия. Их на самом деле можно придумать, найти, купить, изобрести гораздо больше, но у меня, откровенно говоря, не очень много времени. Каждый день мы делаем что-то одно и прогресс уже очевиден. На самом деле, уже б можно и отменить, но и Яну всё это очень нравится и польза от занятий колоссальная. Пока не вылезло других пробелов и недочётов, будем и дальше этим заниматься.
А у старшего беда с математикой. Гуманитарий полный. Но это уже совсем другая история...
Засим откланиваюсь. Надеюсь, была полезной. Ваша Женя