Выбрать игрушку для малыша очень просто.
Зайдите в местный магазин игрушек и найдите самую шумную, самую яркую пластмассовую игрушку. У нее есть мигающие огоньки? Отлично. Моторчик? Еще лучше.
Она наверняка станет хитом – но только на 24 часа.
Вскоре она будет лежать забытой где-то в углу игровой комнаты, в то время как ваш ребенок будет неделями развлекаться с коробкой, в которую она была запакована.
Почему? Потому что выбрать подходящую игрушку для малыша очень сложно.
Как правильно выбирать игрушки
При выборе игрушки для ребенка необходимо учитывать два момента:
1. Соответствует ли она уровню развития?
2. Является ли она бессрочной?
Развивающие игрушки
Лучшие игрушки для малышей ориентированы на эвристическую игру – исследование свойств и функций материалов.
Что произойдет, если я покатаю этот шарик?
Куда денется машинка, если я брошу ее за диван?
Если я ударю по кукольному домику этим игрушечным молотком, сломается ли он?
К концу младенческого возраста игра приобретает символический характер: одна вещь заменяет другую. Раковина – это озеро, эта зубная щетка – мальчик, зубная паста – крокодил.
В этом руководстве по выбору подарка речь идет о том, как направить ребенка от ранней фазы поиска и открытий к кульминационному моменту дошкольного детства – игре с воображением.
Бессрочные игрушки
Сколько способов игры с пазлом вы можете придумать? Если только вы не уходите в сторону и не начинаете раскладывать кусочки по местам или складывать их в стопки, то это можно сделать только одним способом. Деревянные блоки, напротив, можно использовать, конечно, для строительства башен, но из них также можно строить туннели, дома и замки. Еще лучше, если из них можно делать сосиски, жарящиеся на игровой кухне, или динамитные шашки, подложенные под вражеский мост. Они не имеют ограничений.
Теперь, когда мы знаем, что от перелистывания предметов в руках к перелистыванию их в уме, мы можем обратить внимание на игрушки, которые помогут нам на этом пути.
Вот наш список лучших игрушек для малышей:
- Деревянные животные
- Деревянные блоки
- Вложенные игрушки
- Транспортные средства
- Игрушки для складывания
- Пазлы
- Ходунки и манежи
- Корзины и сумки
Детский возраст длится всего два года – от 12 до 36 месяцев, но это очень большой диапазон в плане развития.
Поэтому давайте рассмотрим игрушки по годам.
Игрушки для годовалых детей
От ползания к ходьбе, от лепета к речи – переход от младенца к малышу очень заметен. Движения становятся более плавными и координированными: сваливание, складывание, размещение, перекладывание, транспортировка. Это темы второго года жизни вашего ребенка. А это значит, что игрушки должны быть простыми и открывать много нового.
Игрушки-стучалки
Классическое занятие для малышей, но в чем его смысл? Почему маленькие дети любят стучать?
Все дело в ударном движении вверх-вниз. Они развивают зрительно-моторную координацию, учатся попадать в цель, но, что еще важнее, учатся управлять движением. Эти вертикальные движения со временем становятся восходящими и нисходящими буквами на письме.
Деревянные животные и ковчеги
Даже в доисторические времена деревянные фигурки животных были в игровом наборе почти у каждого ребенка.
Примерно с двухлетнего возраста дети начинают играть символически. Деревянный тигр заменяет настоящего, а картонная коробка – его вольер в зоопарке.
Однако годовалые дети играют с предметами гораздо более простыми способами. Внутри, снаружи, перед и позади. Со временем эти движения объединяются в истории в рамках игры "маленький мир", но пока деревянный зверек – это их лучший друг в карманном виде. Это то, что можно переносить и класть, ставить и доставать.
Вот почему ковчег-сортер так любим в этом возрасте. Он сочетает в себе все эвристические возможности контейнеров с игровым потенциалом маленького мира деревянных фигурок животных.
См. деревянные животные и ковчеги
Кубики
Первый набор деревянных кубиков не обязательно должен быть сложным. Детям постарше требуется целый ряд деталей, которые можно раскладывать и конструировать, а малыши еще только учатся точно подбирать и раскладывать. Небольшой набор из нескольких кубиков – увлекательное и приносящее глубокое удовлетворение занятие.
Корзины и тележки
Перемещение вещей из пункта А в пункт Б – это навязчивая идея для малышей. Они изучают идею транспортировки – одну из нескольких игровых схем или ментальных моделей того, как работают вещи, которые определяют большую часть игр маленького ребенка.
Корзины, сумки, тележки, которые можно тянуть и толкать, выполняют одну и ту же функцию – перевозят. Можно даже использовать руки или карманы. Смысл в том, чтобы двигаться.
Малышам даже нравится двигаться самим, и вы часто увидите, как они с удовольствием участвуют в простых играх "туда-сюда". Это одна из причин, почему им нравится, когда их катают на самокате или толкают по саду на тачке.
Любая игрушка, которая удовлетворяет это желание, обязательно станет хитом.
Ходунки, манежи и лошадки-качалки
Делать первые шаги – это захватывающее зрелище. Но это может быть и тяжелым трудом. И в течение года или около того не помешает дополнительная поддержка. Это возраст ходунков. Пересекать комнату, будучи уверенным в том, что не споткнешься и не упадешь, очень весело. И, что самое приятное, вы одновременно перевозите все свои любимые игрушки.
Рекомендуемые игрушки: Ходунки или блок-ходунки.
Для малышей чуть постарше эту же роль выполняет коляска для куклы.
По мере развития равновесия ребенок может начать ходить самостоятельно, а затем попробовать покататься на игрушке-каталке или лошадке-качалке.
Развитие чувства равновесия важно не только для развития крупной моторики. Удивительно, но оно также необходимо для чтения. Наша вестибулярная система, отвечающая за равновесие, также помогает удерживать глаза на одном уровне, когда они следят за словами на странице.
Пирамидки
Младенцы проводят большую часть времени, пытаясь скоординировать свои конечности. Их волнуют движения всего тела, такие как взмахи руками и толчки ногами. Но к тому времени, когда они становятся малышами, эти действия становятся подконтрольными, и внимание переключается на точность движений.
А что может быть лучше для точного движения, чем положить одно кольцо пирамидки на другое? Просто надеть кольцо на столбик – дело непростое. А вот уложить кольца по порядку (и правильно!) – это работа на долгие месяцы.
См. также: "Животные на ферме", "Лесные обитатели" и "Морские обитатели".
Игрушки для детей двух лет
К своему второму дню рождения дети уже научились ходить и говорить. Они знакомы со свойствами и возможностями многих распространенных материалов. Они знают, что блоки складываются в стопки и что колеса катаются.
Настало время объединить эти знания в новые способы, чтобы сделать возможным дальнейшее обучение. Кроме того, наступает время игры с воображением. Кукла – это уже не игрушка предмет, которую можно возить туда-сюда в коляске. Это человек, который управляет автобусом, мама, идущая в магазин, или ребенок, поднимающийся по лестнице.
Игрушки для детей двухлетнего возраста должны оставаться простыми и открытыми. Меняется лишь то, что ребенок играет с ними более сложными способами.
Куклы
Малыши ценят успокаивающее присутствие знакомой мягкой игрушки, но игра с ней не заходит далеко. Куклы – это то, что можно обнять или взять в руки. Но малыши вдохнули жизнь в свои игрушки. Кукла – это друг, которого можно брать с собой, с которым можно играть и разговаривать.
Игрушки-сортеры и игрушки-матрешки
Эти виды игрушек являются дидактическими, то есть они "учат". Ребенок учится тому, что предметы располагаются по порядку, от самого маленького к самому большому, просто играя с игрушкой. Если положить детали в неправильном порядке, они либо не подойдут, либо оставят слишком большой зазор. Становится ясно, что пошло не так и что нужно сделать, чтобы это исправить.
Малыши узнают, что одни предметы помещаются в отверстия, а другие – нет. У них формируется представление о большом и маленьком. Далее возникает необходимость расположить три предмета по порядку: маленький, средний, большой; большой, больше, самый большой. Вспомните чашки с кашей или стулья трех медведей.
Дидактические материалы являются мощным средством обучения, поскольку нет необходимости в присутствии взрослого, который бы давал указания. Обучение происходит в процессе самостоятельной игры.
Рекомендации: Радужный туннель | Горный перевал | Лесной туннель
Головоломки
После всего сказанного нами о преимуществах бессрочных игр может показаться странным рекомендовать головоломки.
Они могут быть решены только одним способом. У них нет никаких игровых возможностей.
Но у них есть секретное оружие – пространственное мышление. Умение ориентироваться в предметах – ключ к успешному чтению и письму после начала школьного обучения.
Малыши берут кусочки головоломки и просто пытаются вставить их в отверстия, но дети постарше действуют более изощренно. Они поворачивают и переставляют их в поисках решения. Лучше всего то, что в конце концов они учатся мысленно поворачивать предметы, не прибегая к вращению реальной детали. Они могут определить, подойдет ли он.
Транспорт
Почему дети так любят машинки? Движение – это, конечно, весело, и это объясняет некоторую привлекательность, но это еще не всё.
Малыши учатся осмысливать мир, и в этом им помогают некоторые ключевые понятия: например, траектория, движение вперед-назад, пересечение границы, движение вокруг. Эти схемы являются строительными блоками последующего обучения, и все они проходят проверку на прочность в игре с транспортными средствами.
См. машинки и другой транспорт
Какие игрушки лучше всего подходят для малышей? Те, с которыми они действительно будут играть.
Заманчиво выбрать мигающие огоньки и пластик, но более глубокая и содержательная игра возможна только с игрушками открытого типа.
Кроме того, их привлекательность со временем только возрастает. По мере того, как растет ваш ребенок, растет и интерес к игре.