36,3K подписчиков

Города России. 10 фактов про Новокузнецк

991 прочитал

1. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!». Эти слова Маяковский написал именно про город Новокузнецк — ныне крупнейший промышленный центр Кемеровской области, по имени которого регион традиционно зовется Кузбассом;

1. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!».

2. Свою историю Новокузнецк ведет с XVII века. В 1618 году на берегу реки Томь казаками был основан Кузнецкий острог. Он прошел долгий путь, именуясь по ходу событий то Кузнецкой Землёй, то городом Кузнецком-Сибирским, потом Сталинском, и с 1961 года обрел свое современное имя;

1. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!».-2

3. Корень «кузнецк» в названии города присутствовал оттого, что среди коренного населения этих мест — северных шорцев — было распространено кузнечное дело. В русских документах аборигенов называли сначала «кузнецкими людьми», а потом «кузнецкими татарами». Соответственно, район их проживание стал кузнецким краем. Когда в его недрах обнаружили уголь, то месторождение получило имя «Кузнецкое». Вот так и возникло имя региона — Кузбасс и города — Новокузнецк;

1. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!».-3

4. Уголь и сегодня является основой промышленности Новокузнецка. Правда, начиная с советских времен, он делит первое место с металлургической отраслью, в которой работает 52% всех жителей города. Отсюда и экологические проблемы города, который занимает третью строчку в анти-рейтинге Росприроднадзора (263 тысячи тонн вредных выбросов в год);

1. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!».-4

5. Проблемы с экологией преследовали город всю его историю. По странному решению строителей корпуса металлургического комбината и центральную часть Новокузнецка возвели в низине, поэтому если посмотреть на нее с возвышенности, то четко видно туманную дымку, окутавшую плотным слоем часть города;

1. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!».-5

6. В Новокузнецке живет 533 тысячи жителей. По этому показателю он вплотную догоняет областной центр Кемерово (549 тысяч). Многие новокузнечане переезжают в него из-за экологических проблем. Но им на смену прибывают жители районных населенных пунктов. Из-за большого количества заводов и рабочих мест уровень населения в Новокузнецке держится примерно на одной отметке еще с середины 90-х. Средняя з/п в городе — 60 000 рублей;

1. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!».-6

7. Новокузнецк в 30-е годы стал частью архитектурного эксперимента по постройке города нового типа. В нем возвели район (он потом получили название соцгородок), где главным был принцип комплексной застройки. В таких домах практически не было кухонь (только места для разогрева пищи), а основное место занимала спальня. По задумке архитекторов досуг и прием пищи у советских людей подразумевался только коллективный в специальных местах — столовых, кинозалах и пр. А в квартире советский труженик должен был только спать и не более. Район и поныне существует, и дома в нем даже ремонтируют и реставрируют;

1. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!».-7

8. Главная архитектурная достопримечательность Новокузнецка — Кузнецкая крепость, построенная в 1829 году для защиты от нападения китайских захватчиков. Но участия в боевых действиях она не принимала, поэтому и прекрасно сохранилась до наших дней. По местной легенде под ней находятся десятки тоннелей, в которых маются души погибших горняков. Краеведы тоннели не отрицают, однако отмечают, что они остались от шахтных выработок и по большей части завалены и не имеют входов;

1. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!».-8

9. Насколько всё плохо с экологией в черте города, настолько хороша и разнообразна природа за его пределами. Новокузнецк стоит в окружении отрогов Кузнецкого Алатау, Горной Шории и Салаирского кряжа. Край богат на реки и ручьи, в изобилии стекающие с горных круч. Правда, картину портят «пятна» угольных разрезов, но даже они не могут затмить всё таежно-горное великолепие юга Кузбасса;

1. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!».-9

10. Герб Новокузнецка полон деталей, но все они отсылают к прошлому города и взяты из исторической геральдики. Так, белый конь напоминает о былой принадлежности к Томской губернии (герб Томска как раз белый конь). Он скачет по зубчатой стене которая символизирует историю основания города (Кузнецкий острог). Червлёный волк — историческая эмблема Кузнецка. Ну а «домик» в центре — это кузница, раскрывающая имя Новокузнецка.

1. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!».-10