Специалисты особого семейного центра «Роза ветров» ежедневно создают для детей комфортную обстановку для их развития и социализации. Историю из практики рассказывает учитель-дефектолог Ирина Ельцова.
У Ромы, особого мальчика, есть отставание в психомоторном развитии, отсутствует речь. Первостепенной задачей специалистов было формирование культурно-гигиенических навыков, способствующих жизнеобеспечению.
Сейчас Роман сам умеет мыть руки, умываться, чистить зубы, но так было не всегда. Раньше он с сопротивлением чистил зубы, пытался убрать зубную щётку подальше ото рта. Педагоги участвовали в процессе чистки зубов сопряжённо с мальчиком, держа щётку «рука в руке».
Сначала его учили распознавать свою зубную щётку по личному символическому знаку, брать и правильно удерживать её, выполнять совместные, а в дальнейшем самостоятельные действия в процессе чистки зубов, наблюдать за процессом в зеркале, споласкивать рот. Мальчик учился умению приводить в порядок зубную щётку и пасту в повседневной жизни.
Для того, чтобы достичь нынешних результатов – последовательно выполнять действия при чистке зубов – специалисты учили Рому действовать по этапному алгоритму:
Первый этап – по речевому алгоритму с показом и совместными действиями;
Второй этап – по графическому алгоритму, с помощью визуальных карточек;
Третий этап – по речевой инструкции педагога.
«Сначала учили Рому пользоваться краном, устанавливать нужную температуру воды в практической деятельности, пользоваться мылом в ходе режимных моментов и специальных созданных игровых ситуациях, совершенствовать умение пользоваться полотенцем, используя жизненно-практические и игровые ситуации, а также умение последовательно выполнять операцию мытья рук по речевому алгоритму с подкреплением пиктограмм», – рассказывает особого семейного центра «Роза ветров» учитель-дефектолог Ирина Ельцова.
Сейчас Роман самостоятельно может выполнять все действия алгоритма по словесной направляющей инструкции взрослого.