Найти в Дзене

Как понять, что ребенок употребляет наркотики ?

Признаки, которые позволяют это заподозрить, можно разделить на специфические и неспецифические. Неспецифические признаки не обязательно говорят о проблемах с наркотиками – скорее, они отражают общее неблагополучие в семье или окружении ребенка. Специфические признаки с большой долей вероятности указывают именно на проблемы с наркотиками. Итак, неспецифические признаки: · Скрытность, лживость. Ребенок старается больше времени проводить вне дома, избегает знакомить родителей с новыми друзьями, при разговорах по телефону переходит в другое помещение или на общение в мессенджерах. Отвечая на вопросы, где и с кем он проводит время, часто врет. · Снижение успеваемости. Может быть связано как с падением интереса к учебе, так и с нарушением ритма сна и бодрствования (поздно ложится спать, на уроки приходит сонный) · Утрата интереса к прежним увлечениям. Ребенок перестает посещать секции, кружки, на которые ранее ходил с удовольствием. Не всегда на их место приходит что-то новое. · Увеличение
Картинка для привлечения внимания
Картинка для привлечения внимания

Признаки, которые позволяют это заподозрить, можно разделить на специфические и неспецифические. Неспецифические признаки не обязательно говорят о проблемах с наркотиками – скорее, они отражают общее неблагополучие в семье или окружении ребенка. Специфические признаки с большой долей вероятности указывают именно на проблемы с наркотиками.

Итак, неспецифические признаки:

· Скрытность, лживость. Ребенок старается больше времени проводить вне дома, избегает знакомить родителей с новыми друзьями, при разговорах по телефону переходит в другое помещение или на общение в мессенджерах. Отвечая на вопросы, где и с кем он проводит время, часто врет.

· Снижение успеваемости. Может быть связано как с падением интереса к учебе, так и с нарушением ритма сна и бодрствования (поздно ложится спать, на уроки приходит сонный)

· Утрата интереса к прежним увлечениям. Ребенок перестает посещать секции, кружки, на которые ранее ходил с удовольствием. Не всегда на их место приходит что-то новое.

· Увеличение финансовых потребностей, исчезновение из дома денег и ценных вещей. Вначале ребенок просит денег под благовидными предлогами: «надо сдать в школу», «хочу сходить в кино с девочкой», «потерял телефон – нужен новый». Потом происходит все больше «досадных случайностей» - дал куртку поносить другу, он ее порвал; опять украли телефон и т.д.

· Изменение ритма сна и бодрствования (поздний отход ко сну и поздний подъем)

· Ребенок завел дружбу с потребителями наркотиков – тревожный признак, часто может указывать именно на возможные проблемы с наркотиками

Сами по себе эти признаки еще не 100% гарантия того, что есть проблема с наркотиками. Возможно, ребенок подвергается травле в школе, у него вымогают деньги, его кто-то шантажирует. Ребенок будет лгать и прятаться, если делает что-то, что ему запрещают в семье. Был случай, когда в семье пропала некая сумма денег, отложенная на подарки к Новому году. Ребенок потратил их на каток, куда его не пускали одного. Аналогичная ситуация – мальчик потратил деньги на лечение бездомной собаки. Завести собаку дома родители не разрешали. Вторая ситуация закончилась хорошо – пса забрали домой, все наладилось. Снижение успеваемости и интереса к хобби может быть результатом депрессии. Нет ничего странного в том, что по мере взросления ребенка его увлечения меняются. Например, в 10 лет он увлекался аквариумными рыбками, а в 14-15 лет рыбки надоели, стал учиться играть на гитаре или заниматься спортом. Хуже если увлечения просто пропали и взамен ничего нового не появилось. Все перечисленные признаки могут встречаться и при нехимических зависимостях – например, зависимости от компьютерных или азартных игр. Если Вы заметили у ребенка что-то из перечисленного – отнеситесь к нему внимательнее, поговорите с ним. Главное – не включать при этом «следователя» и «морализатора». Можно расспросить его о делах в школе, у друзей, аккуратно навести справки у учителя, других родителей, друзей. Если у ребенка есть претензии к Вам (а они есть по-любому) – выслушайте спокойно, без оценок, дайте ему высказаться. Возможно, ребенок еще не научился доносить их в корректной форме, ваша задача – ему в этом помочь. Старайтесь говорить от своего имени и о себе, своих чувствах: «Мне тревожно, когда тебя нет дома и ты не берешь трубку». Выражение «я сержусь на тебя» звучит всяко конструктивнее, чем «ты дебил». Для разговора выберите время, когда никто не будет мешать, постарайтесь, чтобы он прошел в мягкой, доверительной атмосфере. Не всегда ребенок будет сразу готов рассказать Вам о своих опасениях, трудностях, проблемах – возможно, ему стыдно признаться, что над ним издеваются одноклассники, учитель, либо о неразделенной любви. Можете поинтересоваться, употребляет ли наркотики кто-то из его класса или вообще в школе, колледже. Важно не впадать в крайности: плохо и безразличие к судьбе ребенка и излишний контроль. Если чувствуете, что не справляетесь сами, всегда можно обратиться к психологу. Опять же, важно не притащить ребенка в кабинет «на веревке». Если он по какой-то причине идти не хочет – обратитесь сами, поскольку эта проблема волнует Вас. Потом и он подтянется.