Музей криптографии в Москве поразил двумя моментами: здание построено в 1884-1885 году, а сейчас после реконструкции оборудовано так, что любые маломобильные люди могут попасть в музей — лифты, поднимающиеся платформы, туалеты и прочее. Такой классный контраст - историческое здание (восстановлено по примеру 40х), а внутри хай-тек, и всё выдвигается, крутится, звучит, шифрует, позволяет стать чуть умнее.
Кстати, за почти 140 лет в этом здании на Ботанической были:
- Александро-Мариинский детский приют
- приют для солдатских детей
- детская сельскохозяйственная колония
- детский дом №26
- школа №36
- детская колония МВД
- спецтюрьма №16
- лаборатория №8 отдела правительственной связи МГБ СССР
- НИИ-2
- ПЯ-37
- НИИ автоматики
Несмотря на хай-тек, чувствуется в здании тяжесть этой непростой истории.
А второй поразивший момент - история племени навахо и их то, как они во время Второй мировой шифровали сообщения американской армии. Японцы взламывали любой шифр, а этот не смогли. И даже когда война закончилась, всё равно не смогли из спортивного интереса.
Мне эта история запала как филологу: как возникали языки, не имеющие пересечения с другими, при том, что у соседних племён, не столь далёких, язык был понятнее? Для шифра пытались использовать язык индейцев чероки, например, но нет, эти шифры взламывали.
Язык навахо — сложный, бесписьменный, не имеющий ни алфавита, ни правил. Чужак его выучить не смог бы. При этом навахо кодировали сообщения за 20 сек, а тогдашние шифровальные машины за 2 минуты.
Джон Ву снял об этом фильм «Говорящие с ветром», на премьеру пришли дожившие офицеры навахо, всего их было 29. Последний из команды шифровальщиков умер в 2014 году.
P.S. Легендарная Энигма в музее тоже есть, считается слабым шифровщиком.
Текст и фото Нина Фатеева