Найти тему
Alebrio

​Седина в голову — бес в ребро. Неравный брак прекраснодушного английского художника Джорджа Уоттса и его удивительные картины.

Джордж Фредерик Уоттс (1817–1904) — художник-символист, которого современники называли «английским Микеланджело» за его приверженность традициям старых итальянских мастеров. Впрочем, идеи и смыслы в живописи для Уоттса были важнее, нежели просто отображение действительности, возможно потому его картины интересны и необычны, совсем не похожи на привычные работы академистов и прерафаэлитов.

​Надежда
​Надежда

Джордж Уоттс родился в семье мастера по изготовлению музыкальных инструментов, рано остался без матери, да и крепким здоровьем и физической силой не отличался, потому среди отвязных лондонских пацанов был далеко не на лучшем счету. Он ходил в воскресную школу, однако тамошняя  система образования напрочь отвратила думающего и сомневающегося мальчика от религии. Зато в той школе он познакомился с выдающимися образцами классической литературы, в частности, с «Илиадой» Гомера, что определило его умонастроение и любовь к искусству прошлого на всю жизнь.

Паоло и Франческа
Паоло и Франческа

В десять лет он стал учеником скульптора Уильяма Бенеса, благо проявлял хорошие художественные способности, а отец разумно решил, что их нужно развивать и учиться. Это давало некоторые преимущества — например, он мог бесплатно посетить Британский музей, где восхищался выставленными там скульптурами древнегреческих мастеров. А в 18 лет поступил в Королевскую академию живописи, однако учился он там без большого желания, потому вскоре её покинул — возможно, развлечения молодости оказались слишком привлекательны, чтобы тратить ещё несколько лет на учёбу, тем более что благодаря своему другу и меценату Александра Ионидиса он получал достаточно хорошо оплачиваемых заказов на портреты.

Любовь и жизнь
Любовь и жизнь

Первые серьезные деньги — 300 фунтов он получил в качестве премии за свою картину «Триумфальное шествие Каратакуса по улицам Рима» и потратил их на поездку в континентальную Европу. Посетил Францию, а затем Италию, где, наконец, мог воочию увидеть старое итальянское искусство во всём его многообразии, в частности, флорентийские фрески, о которых только слышал. Он стал явным приверженцем стиля старых итальянских мастеров, не случайно сами итальянцы почтительно обращались к нему «сеньор» и досконально постиг саму суть их живописи.

Когда Уоттс вернулся в Англию, то был неприятно поражён обилием открывшихся перед ним социальных проблем, которые раньше в силу возраста просто не замечал. Он написал несколько животрепещущих картин в стиле наших передвижников, где пытался показать страданию бедных и рабочего класса.

​Голод в Ирландии
​Голод в Ирландии

Либеральная пресса относилась к художнику благосклонно, но гораздо важнее были связи среди местных арт-дилеров, меценатов и представителей искусства. Именно благодаря им Уоттс мог находить выгодные заказы, тем самым составляя больше времени не для ремесленной портретной работы, а для чистого творчества, работы над чувственными женскими образами, вдохновлёнными картинами своего приятеля Россетти, только переработанными с учётом традиций итальянской живописи и художественного видения самого Уоттса.

Эллен Терри ("Выбирающая")
Эллен Терри ("Выбирающая")

Для этого нужны натурщицы, так он познакомился с очаровательной Элен Тейлор и безумно влюбился в неё. В итоге даже сделал предложение — вот только сам Уоттс тогда был старше её на 30 лет. Элен недолго пожила с солидным мужчиной, который годился ей в отцы, позировала для его картин, а потом ушла к своему молодому любовнику. Тейлор быстро дал ей развод, и она вернулась домой к родителям, поскольку на момент брака ей исполнилось только 17 лет. В общем, любовь зла, а кризис среднего возраста сыграл с художником злую шутку. Да и любил он скорее придуманный образ, воплощённый на своих замечательных картинах, а не саму девицу. А ветреная Элен сделала отличную артистическую карьеру, играла в пьесах Шекспира и в первых кинофильмах.

Маммон
Маммон

Разбогатев на своих картинах, Уоттс проводил многочисленные выставки для простого народа — он искренне считал, что к искусству должны приобщаться все и не нужно брать с неимущих деньги за просмотр картин, а одной из главных бед современности является жадность. Лучшими картинами художника являются «Надежда» и «Маммон», которые олицетворяют собою своеобразный протест против жадности.

Интересно, а сколько сейчас есть и было художников, которые бесплатно раздавали свои работы картинным галереям, чтобы люди могли увидеть их? Действительно, Уоттс редкое исключение из правил.

-7

​Уникальная живопись современных художников, предметы интерьера, фотография доступна для заказа на сайте маркетплейса artAlebrio.com

автор статьи Михаил Федорин