Писать про обряд сати (с ударением на первую «а») или, иными словами, про обряд самосожжения вдов, весьма проблемная задача, для платформы, которая не терпит каких-то «пугающих» терминов. Тем не менее, без рассказа о сати начатый разговор про древние индийские традиции и современные особенности культуры не будешь завершённым. И сегодня мы вновь погрузимся в суровые реалии Индии, где средневековый обряд по-прежнему иногда практикуется в отдалённых деревнях и даже кое-где происходит с негласного соглашения «светской» власти.
Религиозное обоснование обряда
Если обращаться к научной расшифровке термина, то «сати» – особая форма похорон мужчины, в которой во время сожжения почившего супруга, на погребальный костёр добровольно восходит и жена.
Санскритская расшифровка термина «сати» дословно переводится как «настоящая», что весьма точно иллюстрирует, отчего это считается неотъемлемой частью жизни ортодоксальных индусов. Иными словами, только та женщина, которая способна самостоятельно взойти на костёр, может называть себя истинной женой, которая следует за мужем и в загробный мир.
Сати – это и имя индийской богини, которая согласно индуисткой мифологии, также пожертвовала своей жизнью из-за унижения, возлюбленного бога Шивы.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что культурно-религиозные причины данного явления весьма и весьма велики.
Обряд столь древний, что восходит к истокам зарождения индийской культуры. Первые полумифологические упоминания уходят к 400 году нашей эры. То, что до 400-го года – уже область мифов и сказаний и, тем не менее, описание аналогичного обряда постоянно присутствует в жизнеописании богов индийского пантеона.
Следует отметить, что в своей сути, сати – дело условно-добровольное и жена сама должна сделать выбор: жить либо прекратить существование. Однако не стоит сбрасывать со счетов приставку «условно», так как чаще всего вдов принуждали невероятным прессингом собственные же семьи, чтобы избежать позора.
Да и брахман (священник) проводящий обряд, часто имел при себе дубину. В том случае, если несчастная не выдерживала мук и пыталась выбраться, её отправляли обратно, так как прерывать церемонию было уже нельзя.
Если вы считаете, что такое расточительное отношение к жёнам – удел только индийских традиций, вы сильно ошибётесь. Такой обряд, до Крещения Руси, существовал и на наших территориях и подробно описан известным путешественником Ибн Фадланом.
Согласно Фадлану, женщины знатных русов восходили на корабль вместе с павшим мужем и, либо погребались с ним, либо отправлялись в последнее «горящее» плавание. Подобные обряды были и у скандинавов. Но здесь есть важное дополнение – только в знатной прослойке, так как «обычные» женщины продолжали вполне себе нормальное существование.
Расслоение современного общества Индии
Чтобы понять, отчего обряд сати жив до сих пор в светском, современном государстве, полностью интегрированном в международное сообщество, следует уделить пару минут социальному расслоению индийского общества.
Такое значимое расслоение также уходит своими корнями глубоко в историю этого государства, где деление на касты (категории граждан) – что-то само собой разумеющееся. Каст в Индии великое множество, начиная от касты «низших», заканчивая высшими кастами правителей и святых людей (брахманов). При этом деятельность каждой касте выделяется особенная – кто-то выполняет самую грязную работу и не смеет роптать до конца дней, а кто-то исключительно молится и окуривается благовониями.
Человек, который живёт и воспитывается в низшей касте, согласно религиозным убеждениям, считает своё положение кармической расплатой за прегрешения прошлой жизни. Именно поэтому столь неприятное положение в обществе «низшего» полностью устраивает, так как таким образом он приобретает шанс возвыситься в следующей жизни, в следующей касте.
И вот здесь, уважаемые читатели, крайне-важное отступление: женщины, восходящие на костёр, также исполняют свой кармический долг, так как искренне считают, что за болью и страданием последует новая жизнь рука об руку с любимым. И это также стоит понимать, обсуждая средневековое явление.
В современной Индии расслоение проглядывается меньше. Но тут во главу стола ставится вопрос образования. Те индусы, которые смогли обеспечить себе высшее образование и знание английского языка, полностью интегрированы в мировое сообщество и получают неплохие деньги и по мировым стандартам.
В Индии такие образованные люди концентрируются в основном возле столицы и пары-тройки крупных городов. Но чем дальше вы отдаляетесь от исследовательских и научных центров, тем беспросветнее становится картина: утлые деревеньки, домишки, сложенные из плохо обожжённого кирпича, навоза и палок, а также очень дикое население, чьё существование практически не отличается от существования «глубинных» африканских племён.
Следует сказать, что чаще всего тела почивших сжигают и в столицах, и в деревнях. Но вот в столице сотрудники правоохранительных органов прервут кощунственный обряд, а на территории деревни и сотрудников-то никаких нет.
Пугающая современность
Только с 1813 по 1828 год, исследователи феномена насчитали 8135 официальных «процедур» только в доступных регионах Индии.
В XX веке, процент вдов, решающихся на обряд, составлял 1%, что является просто огромным показателем, так как в конце века население Индии уже перевалило за 1 миллиард человек.
Достоверных данных, о количестве «обрядов» в XXI веке нет. Но здесь важно понимать, что ещё в прошлом веке индийская власть начала жёстко цензурировать случаи средневекового мракобесия. Индия – туристическая и индустриальная страна, где размещают свои линии производства крупнейшие мировые бренды. Учитывая щепетильность уже европейского сообщества, информация о том, что кто-то, где-то, кого-то сжёг, в области производства того или иного продукта, может вызвать широкий общественный резонанс.
Современный человек должен считать своим долгом, порицать такие традиции. В мире, где уже жил и творил Королёв, а человек высаживался на Луну, не место столь пугающим средневековым традициям. А ведь сати – это только вершина айсберга и самое вопиющее отражение «дремучей» части индийской культуры, ибо сама по себе Индия – страна великих контрастов и неприятных следствий.
Не забудьте нажать👍 и подписаться на канал "Восточная сказка", чтобы не пропустить новые интересные статьи.