Найти тему

Алфавит. С чего начать?

Изучение алфавита и букв – неотъемлемый этап в жизни ребёнка и его родителей. С помощью этих знаний происходит активное познание мира, обучение чтению и правописанию. Поэтому очень важно знать, как выучить алфавит с ребёнком. Здесь необходим организованный подход, а занятия должны проходить в увлекательной и понятной форме.

Прежде чем научить ребёнка буквам, нужно определиться: 1) готов ли он к обучению, и 2) какую цель вы преследуете. Если причина кроется в желании родителей, чтобы ребёнок знал как можно больше с целью похвастаться перед другими – лучше оставить эту затею. Юный ученик должен сам проявить интерес к знаниям, захотеть выучить алфавит. Нужно сконцентрироваться на его желаниях и способностях.

Если родители видят, что их дитя любознательное, само проявляет интерес к новым знаниям, это сигнал к тому, что можно начинать учить буквы. Важно помнить о том, что любая теория должна быть подкреплена практикой. Выучив буквы, приступайте к слогам, а далее постепенно переходите к чтению.

Главная задача родителей – набраться терпения и донести информацию в доступном виде, а также не заставлять малыша заниматься, если тот не хочет. Занятия лучше проводить в форме игры.

Начинать обучение нужно только в том случае, если ребёнок сам этого хочет, либо если в скором времени он пойдёт в школу. Согласно требованиям образовательных учреждений, при поступлении в школу дети должны знать азы – буквы, цифры. При отсутствии этих базовых навыков учёба будет даваться намного сложнее.

Готов ли ребёнок к изучению алфавита?

Чтобы определить, насколько малыш готов, есть психологические тесты. Родителям предлагается ответить утвердительно или отрицательно на следующие вопросы:

Развитие познания

  1. Понимает ли ребёнок такие суждения – право/лево, много/мало, большие/маленькие, низкий/высокий, рядом/далеко, под/над.
  2. Может ли понять простые ситуации, в которых требуется разделить предметы по классификации. Например, определить группу зелёных и красных предметов.
  3. Способен ли додумать конец сказки или истории.
  4. Выполняет ли последовательно три просьбы, без напоминания родителей.

Базовые знания

  1. Бывал ли ребёнок на почте, в магазине, зоопарке. Насколько широкий у него кругозор.
  2. Посещал ли библиотеку.
  3. Читали ли ему сказки родители, начиная с самого раннего возраста.

Развитие речи

  1. Легко ли ребёнок называет предметы, которые его окружают.
  2. Легко ли отвечает на поставленные вопросы.
  3. Способен ли рассказать предназначение бытовых вещей – пылесоса, утюга, холодильника.
  4. Может ли определить расположение предметов – на, под, внутри, возле.
  5. Насколько чётко произносит слова
  6. Может ли вести диалог.

Развитие эмоциональной сферы

  1. Весело ли ребёнку с друзьями, в общении с домашними.
  2. Может ли он приспосабливаться к новым изменениям в режиме дня.
  3. Умеет соревноваться, сотрудничать с товарищами.

Уровень общения

  1. Умеет ли делиться игрушками, общаться с другими детьми.
  2. Умеет слушать других, не перебивать.

Уровень физического развития

  1. Усидчивый ли ребёнок, способен или нет посидеть спокойно определённое время.
  2. Играет с мячом, прыгает, спускается и поднимается по лестнице.
  3. Высыпается, имеет хороший аппетит, умеет погасить эмоциональные вспышки.

Развитие зрительных способностей

  1. Может ли ребёнок различать похожее и непохожее, классифицировать их по отдельным группам.
  2. Различает короткие слова и слоги с похожим звучанием – лес/вес, кот/год.
  3. Способен заметить изменения – если вначале показали три картинки, а после одну убрали.
  4. Знает, как пишется его имя, как выглядят хотя бы три буквы из азбуки.
  5. По указаниям взрослого способен разложить на столе картинки.
  6. Знает порядок чтения слов – слева-направо.
  7. Складывает минимальное количество пазлов – от 10.

Развитие слуха

  1. Рифмует слова.
  2. Повторяет за взрослым слова, цифры.
  3. Понимает, что у похожих по произношению слов, разные звуки.
  4. Пересказывает услышанное.

Интерес к чтению

  1. С удовольствием рассматривает картинки.
  2. Любит слушать сказки.
  3. Интересуется буквами.