Изучение алфавита и букв – неотъемлемый этап в жизни ребёнка и его родителей. С помощью этих знаний происходит активное познание мира, обучение чтению и правописанию. Поэтому очень важно знать, как выучить алфавит с ребёнком. Здесь необходим организованный подход, а занятия должны проходить в увлекательной и понятной форме.
Прежде чем научить ребёнка буквам, нужно определиться: 1) готов ли он к обучению, и 2) какую цель вы преследуете. Если причина кроется в желании родителей, чтобы ребёнок знал как можно больше с целью похвастаться перед другими – лучше оставить эту затею. Юный ученик должен сам проявить интерес к знаниям, захотеть выучить алфавит. Нужно сконцентрироваться на его желаниях и способностях.
Если родители видят, что их дитя любознательное, само проявляет интерес к новым знаниям, это сигнал к тому, что можно начинать учить буквы. Важно помнить о том, что любая теория должна быть подкреплена практикой. Выучив буквы, приступайте к слогам, а далее постепенно переходите к чтению.
Главная задача родителей – набраться терпения и донести информацию в доступном виде, а также не заставлять малыша заниматься, если тот не хочет. Занятия лучше проводить в форме игры.
Начинать обучение нужно только в том случае, если ребёнок сам этого хочет, либо если в скором времени он пойдёт в школу. Согласно требованиям образовательных учреждений, при поступлении в школу дети должны знать азы – буквы, цифры. При отсутствии этих базовых навыков учёба будет даваться намного сложнее.
Готов ли ребёнок к изучению алфавита?
Чтобы определить, насколько малыш готов, есть психологические тесты. Родителям предлагается ответить утвердительно или отрицательно на следующие вопросы:
Развитие познания
- Понимает ли ребёнок такие суждения – право/лево, много/мало, большие/маленькие, низкий/высокий, рядом/далеко, под/над.
- Может ли понять простые ситуации, в которых требуется разделить предметы по классификации. Например, определить группу зелёных и красных предметов.
- Способен ли додумать конец сказки или истории.
- Выполняет ли последовательно три просьбы, без напоминания родителей.
Базовые знания
- Бывал ли ребёнок на почте, в магазине, зоопарке. Насколько широкий у него кругозор.
- Посещал ли библиотеку.
- Читали ли ему сказки родители, начиная с самого раннего возраста.
Развитие речи
- Легко ли ребёнок называет предметы, которые его окружают.
- Легко ли отвечает на поставленные вопросы.
- Способен ли рассказать предназначение бытовых вещей – пылесоса, утюга, холодильника.
- Может ли определить расположение предметов – на, под, внутри, возле.
- Насколько чётко произносит слова
- Может ли вести диалог.
Развитие эмоциональной сферы
- Весело ли ребёнку с друзьями, в общении с домашними.
- Может ли он приспосабливаться к новым изменениям в режиме дня.
- Умеет соревноваться, сотрудничать с товарищами.
Уровень общения
- Умеет ли делиться игрушками, общаться с другими детьми.
- Умеет слушать других, не перебивать.
Уровень физического развития
- Усидчивый ли ребёнок, способен или нет посидеть спокойно определённое время.
- Играет с мячом, прыгает, спускается и поднимается по лестнице.
- Высыпается, имеет хороший аппетит, умеет погасить эмоциональные вспышки.
Развитие зрительных способностей
- Может ли ребёнок различать похожее и непохожее, классифицировать их по отдельным группам.
- Различает короткие слова и слоги с похожим звучанием – лес/вес, кот/год.
- Способен заметить изменения – если вначале показали три картинки, а после одну убрали.
- Знает, как пишется его имя, как выглядят хотя бы три буквы из азбуки.
- По указаниям взрослого способен разложить на столе картинки.
- Знает порядок чтения слов – слева-направо.
- Складывает минимальное количество пазлов – от 10.
Развитие слуха
- Рифмует слова.
- Повторяет за взрослым слова, цифры.
- Понимает, что у похожих по произношению слов, разные звуки.
- Пересказывает услышанное.
Интерес к чтению
- С удовольствием рассматривает картинки.
- Любит слушать сказки.
- Интересуется буквами.